Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
23.11.2004 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ:

отражение в зазеркалье
отражение в зазеркалье

Концепция развития системы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004- 2005 годы, утвержденная постановлением Совмина от 2004-04-26 г. № 472, требует обеспечить выпуск методических разработок по порядку бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности субъектов хозяйствования и выбора ими экономически целесообразной формы их охраны, разработать критерии отнесения объекта интеллектуальной собственности,  полученного  в  ходе  выполнения НИОКР, к активу имущественного комплекса организации, порядок переоценки стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Почему возникла потребность в изменении существующих правил? Ведь Положение по бухгалтерскому учету  нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 2001-12-12 г. № 118 (в редакции постановления от 2.04.2003 г. № 14), дает ясные критерии признания нематериальных активов для целей бухучета, при отсутствии любого из которых произведенные затраты являются текущими расходами. Согласно п.2 Положения нематериальными признаются идентифицируемые активы, не имеющие материально-вещественной (физической) формы, используемые в деятельности организации, способные приносить ей будущие экономические выгоды, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, а стоимость может быть измерена с достаточной надежностью, т.е. имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием), при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

Казалось бы, этого достаточно. Но в ряде случаев нельзя определить ни вероятность использования, ни способность приносить экономические выгоды в будущем, поскольку эти факторы заранее не известны и зачастую не контролируются предприятием. Экспертные оценки, проведенные с применением различных методов, имеют одно слабое место: все они основаны на прогнозах, вероятность реализации которых недостаточно высока, чтобы оценочная стоимость была признана бухгалтером - скептиком по должности. Потому и требует постановление Минфина от 2004-02-17 г. № 16 быть осмотрительным: обеспечить большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов, не допуская скрытых резервов. Иначе под угрозой окажется профессиональная задача: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах.

Миссия невыполнима

С другой стороны, на финансовые показатели существенно влияет то, что значительная часть затрат, в частности на НИОКР, отражается как текущие расходы. Если бы их учитывали в балансе как долгосрочные активы и амортизировали в течение более-менее длительного срока, то прибыль и рентабельность были бы выше. Но документально подтвержденные расходы, понесенные на создание, приобретение и регистрацию НИОКР, товарных знаков, патентов, которые бухгалтер может со спокойной душой отнести на стоимость нематериальных активов, невелики. И учет таких активов по цене приобретения (как того требует ст.11 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности") не отражает их реальной ценности. Выходит, достоверности снова не достичь? Отношение рыночной стоимости акций (стоимости, которую приобретает предприятие исходя из рыночного ожидания будущего потока денежных средств и риска) к балансовой стоимости (разности между отраженными в учете активами и обязательствами) в определенный момент времени показывало бы рыночную стоимость нефинансовых факторов стоимости предприятия, обусловленную, в том числе и нематериальными активами. Но оперировать понятием рыночной стоимости можно только после того, как в нашей стране появится сколько-нибудь развитый фондовый рынок, где будут свободно обращаться акции достаточно большого числа предприятий, а их отчетность будет достоверна и доступна широкому кругу пользователей. Но даже при создании таких условий у бухгалтера есть веские причины возражать против капитализации любых нематериальных активов. Причины для этого достаточно веские:

- нематериальные активы слишком ненадежны, чтобы их можно было считать активами;

- амортизация капитализированной стоимости субъективна и может использоваться для манипулирования финансовыми результатами;

- затраты на нематериальные активы (база капитализации) не имеют отношения к их реальной стоимости с учетом будущих доходов;

- неудачные проекты с использованием нематериальных активов, отраженных в балансе, могут стать объектом претензий контролирующих органов.

Впрочем, это проблема не только белорусская. Сэмюэл Дипиаза, глава компании PriceWaterhouseCoopers, в книге "Будущее корпоративной отчетности" констатировал, что нынешнее состояние методологии оценки не позволяет достаточно надежно определять стоимость многих неосязаемых ценностей. Практически для таких нематериальных активов сегодня невозможно рассчитать доходность инвестиций.

О чем молчали балансы

Способы оценки, принятые в бухучете, значительно отстают сегодня от экономического и научно-технического прогресса. В мире ежегодно составляются миллионы годовых отчетов (из них десятки тысяч - в Беларуси), которые предназначаются для внешнего использования. Причем не для налогового инспектора, а для директора и собственника. Еще в 1994 г. в Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров  в знаменитом докладе Дженкинса задавался вопросом, может ли отчетность игнорировать принципиальные изменения в бизнесе и не включать показатели, которыми пользуется менеджмент? И у нас и за рубежом бухгалтер не может объяснить директору, почему в балансе порой показана прибыль при отсутствии денег на счете, а интеллектуальным достижениям, на которых  держится успех бизнеса, в отчетности нет места. Исследования показали, что если в 1960-1970-х годах около 25% различий в курсах акций на мировых фондовых рынках были связаны с объявленными доходами, то сегодня - лишь до 10%...

Возникает вопрос, стоит ли информация, устаревшая еще до своего составления, тех денег, которые человечество платит бухгалтерам и аудиторам?

В индустриальной экономике существовала четкая взаимосвязь между активами в балансе и результатами работы. По запасам сырья и материалов, основным фондам и капиталу можно было судить о состоянии предприятия. Но времена изменились. В нынешней экономике знаний обладание лишь материальными активами не гарантирует больше доходов, а стоимость уже не создается только с помощью производственных операций. Рост электронной коммерции, компаний, работающих в сфере высоких технологий, свидетельствует о том, какое значение нематериальные активы приобрели в экономике знаний. Головокружительный рост стоимости фирм, которые не обладают сколько-нибудь значительными материальными активами и нередко терпят огромные убытки, показывает, насколько серьезно рынки теперь относятся ко всему бизнесу, основанному на нематериальных активах. Надежды инвесторов на прибыльность в будущем таких компаний перевешивают реальную стоимость их материальных активов сегодня.

В экономике знаний стоимость создают - или уничтожают - нематериальные активы, а для этого процесса не нужны никакие операции. Более того, традиционные активы в результате сделок сокращаются: ваши запасы уменьшаются, товар продается, станки изнашиваются. Нематериальные активы не амортизируются обычным для материальных активов способом - идея износиться не может. Но это не означает, что они сохраняют свою стоимость бесконечно. На нематериальные активы воздействуют другие силы. К примеру, активное использование торговой марки только заставит ее стоимость увеличиться. А появление сильного конкурента может снизить (а то и уничтожить) эту стоимость. Таким образом, амортизация нематериальных активов есть функция конкурентного преимущества. Но правил бухучета таких преимуществ пока не существует.

В поисках компромисса

Принять на учет внутренне создаваемые нематериальные активы: исследования и разработки, торговые марки, долю на рынке, способности служащих, - те самые статьи, которые считают сегодня двигателями экономического роста, современный бухучет не позволяет. Например, п. 4 упомянутого Положения № 118 позволяет оприходовать результаты НИОКР как объекты нематериальных активов, если подтверждена (определена) возможность промышленного освоения создаваемого объекта; определена возможность использования объекта интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности организации и/или передачи объекта по лицензионным или авторским договорам; подтверждены затраты по созданию и доведению до промышленного использования данного объекта; могут быть определены будущие доходы от реализации или использования данного объекта. Выполнить все эти требования весьма непросто. Но если оприходовать НИОКР как внеоборотные активы (да еще и по оценочной "рыночной" стоимости), баланс будет гораздо приятнее для глаза директора и собственника. Поэтому попытки капитализировать такие расходы не прекращаются ни за рубежом, ни в Беларуси.

С другой стороны, будущие доходы от нематериальных активов зачастую оказываются весьма значительными. Инвестиции в исследования и разработки, обучение и т.п. на самом деле существенно увеличивают в случае успеха стоимость предприятия. Игнорировать этот факт было бы ошибкой. Современная экономика ждет инноваций нового типа: отчетов о результатах работы компании, которые выходят за узкие рамки финансовой отчетности. Нужно расширить прогнозы прибыли, включив в них сферы компетенции и удовлетворенность потребителей, описать потенциал предприятия, используя факторы, от которых зависит ее успех, показатели эффективности управления, а также оценки уровня применяемой технологии. Предприятию выгодно систематически предоставлять заинтересованным сторонам подобные отчеты о своих нематериальных активах и разъяснять им, каков конкретный вклад этих активов в повышение стоимости их производственных процессов.

Однако подобные требования зачастую выходят за рамки компетенции и возможностей бухгалтеров. Согласно законодательству им это делать не разрешается, хотя потребность в подобных услугах очевидна. Поэтому в последние годы за рубежом появляется множество нефинансовых показателей стоимости, которые не следуют из их бухгалтерских балансов, но отражаются в годовых отчетах различными способами.

Например, в ноябре 2000 г. торгово-промышленная палата Дании выпустила Руководство по подготовке отчетности по интеллектуальному капиталу. В нем сделана попытка найти новые способы создания материальной и нематериальной стоимости, образуемой в результате появления и распространения знаний. В том же году международной организацией "Глобальная информационная инициатива" (GRI) было подготовлено Руководство по раскрытию показателей устойчивости, где сформулированы принципы составления нефинансовой отчетности об экономических, экологических, социальных аспектах деятельности организаций, их продукции и услугах. В последние годы более 100 крупнейших мировых корпораций составляют подобную отчетность по показателям устойчивого развития.

Фактически многие финансовые менеджеры так или иначе уже занимаются подготовкой отчетности по нематериальным активам, различными способами учитывают интеллектуальный капитал, хотя эта подготовка пока еще не настолько единообразна, чтобы такие отчеты можно было сравнивать друг с другом. Делаются попытки назначить цену интеллектуальному капиталу при слияниях и поглощениях, создании совместных предприятий, иных инвестиционных проектах. Они пользуются показателями, отражающими, как компания увеличивает свой интеллектуальный капитал и доходность инвестиций, которые она внесла в этот актив. Можно считать, что кампания по постановке на учет нематериальных активов, проходившая у нас в 2000-2002г.г. согласно Указу от 2000-08-31 г. №479 "О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности", и концепция, утв. постановлением Совмина от 2004-04-26г. №472 - движение в том же направлении.

Однако хотя все эти попытки и имеют место на практике, до реального успеха еще далеко. Ни международный стандарт финансовой отчетности IAS 38, ни национальные законодательства отдельных стран не предлагают пока критериев учета любых нематериальных активов, которые бухгалтер мог бы признать, не опасаясь за последствия. Потребуется принципиально новый подход к созданию стоимости в XXI веке, чтобы предоставлять рынку такую информацию, в которой он все больше нуждается.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений