Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Нефтяные» потери белорусского бюджета

Фото: newsbel.by

Дефицит счета текущих операций (СТО) платежного баланса Беларуси в следующем году может вырасти до двух миллиардов долларов США с «запланированных» полутора в текущем году. Причина – уменьшение нефтяных доходов нашей страны, вызванных налоговым маневром в России, отмечают аналитики Sberbank CIB в своем очередном исследовании.

По их мнению, дефицит СТО подскочит сразу на треть. Постепенное уменьшение экспортных пошлин на нефть в России вызовет падение доходов от реэкспорта российской нефти, которые учитываются в СТО. При этом налоговый маневр, который в результате приведет к существенному увеличению цены на нефть, в т.ч. и для нас, обусловит и рост дефицита СТО. Дело в том, что одновременно со снижением пошлин в России будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти ровно на величину снижения, а он включается в стоимость нефти, вызывая ее рост. Для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в бюджете предусмотрена компенсация в виде отрицательных акцизов, нам же помочь некому.

Согласно оценкам российских экспертов, если средняя цена нефти марки Brent в 2019 году составит 65 USD за баррель, то дефицит СТО вырастет с 1,5 млрд. USD в т.г. до 2 млрд. USD в 2019-м, т.е. бюджетные потери составят 0,5 млрд. USD. И это только последствия начала налогового маневра, который, как известно, будет «нарастать» и продлится до 2024 года. Таким образом, расчеты независимых экспертов существенно отличаются от «оптимистичных» предположений заместителя министра финансов Дмитрия Кийко, который недавно оценил бюджетные потери Беларуси в 2019 году «всего» в 600 млн. BYN, или в 300 млн. USD.

Если же средняя цена нефти марки Brent в 2019 году окажется на уровне 73 USD за баррель, то, по расчетам аналитиков Sberbank CIB, бюджетные потери в следующем году вырастут до 0,6 млрд. USD – 300 млн. USD мы потеряем за счет удорожания стоимости нефти и еще столько же из-за снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. Последняя статья доходов в 2019 году составит лишь 1,7 млрд. USD после 2 млрд. USD в 2018-м. В результате профицит бюджета Беларуси снизится до 1% ВВП (по итогам I полугодия т.г. он достиг 4,8% ВВП).

С нефтью по цене 65 USD за баррель профициту будет еще хуже – он упадет до 0,7% ВВП.

По данным Нацбанка Беларуси, за первые 5 месяцев т.г. дефицит СТО составил 1,23 млрд. USD, или 5,3% ВВП, что на 94,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (630,4 млн. USD, или 3,1% ВВП).

Однако это далеко не все «нефтяные» потери белорусского бюджета, с которыми мы можем столкнуться в следующем году. Если посмотреть отчет Минфина «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» за I полугодие т.г., то можно обнаружить там интересную статью: безвозмездные поступления консолидированного бюджета, которые составили 937,3 млн. BYN, или почти 500 млн. USD. И это при том, что за аналогичный период прошлого года по данной статье проходило «всего» 181,3 млн. BYN, или 90 млн. USD. Кто же этот загадочный «спонсор» нашей страны, который дарит ей по полмиллиарда долларов за полгода?

Завесу секретности в прошлом году поднял первый вице-премьер Владимир Семашко, который в эфире телеканала «Беларусь 1» рассказал о так называемой схеме «перетаможки», когда из 24 млн. тонн нефти, поступающих из России и согласованных с ней, 18 млн. тонн направляется на белорусские НПЗ для переработки, а по 6 млн. тонн в наш бюджет просто зачисляются таможенные пошлины.

Долгое время с перетаможкой все было хорошо, однако недавно и здесь, похоже, возникли проблемы. По итогам встречи в Сочи с Владимиром Путиным Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил в интервью тому же телеканалу, что «россияне перестали перечислять часть денежных средств (по перетаможке. – Прим. ред.) – в нарушение наших договоренностей». Объяснил он это возросшими мировыми ценами на нефть, в результате чего «нам в бюджет попало несколько больше денег, чем рассчитывали российские эксперты и российское правительство».

Напомним, что между нашими странами действует базовое соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, в которое по инициативе рос­сийской стороны теперь планируется внести изменения. Скорее всего, они будут явно не в нашу пользу. И если мы потеряем еще 500 млн. USD от перетаможки, то бюджету станет совсем плохо.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений