Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Скорпион» ужалил бывшего владельца. Виной всему – недобросовестная конкуренция

Лого: kofurplus.by

Регистрацию в качестве товарного знака обозначения, долгое время используемого конкурирующей организацией в качестве логотипа, и направление потенциальным покупателям писем, способных нанести вред деловой репутации конкурента, МАРТ расценило как действия, противоречащие антимонопольному законодательству.

Недобросовестная конкуренция способна обретать различные формы. В частности, она может выражаться в действиях, связанных с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота и товаров. Запрет на такую форму недобросовестной конкуренции установлен ст. 28 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон). Статья 29 Закона запрещает недоб­росовестную конкуренцию в виде действий, способных создать смешение с деятельностью другого хозяйствующего субъекта либо с товарами, вводимыми конкурентом в гражданский оборот.

Подходы МАРТ к применению этих статей Закона иллюстрирует результат рассмотрения заявления ООО «КофурПлюс» о нарушении ООО «НПП Инжиниринг Авто» антимонопольного законодательства (решение № 370/47-2021).

Предыстория спора

ООО «КофурПлюс» производит и реализует специализированные автомобили и автомобильные кузова под названием «Скорпион». В 2017 г. по заказу компании разработан логотип – комбинированное обозначение, состоящее из словесных элементов «Скорпион», «специальные кузова для профессионалов» и стилизованного изображения скорпиона. Исключительное право на использование созданного произведения передано ООО «КофурПлюс». С того времени общество наносило логотип на кузова автомобилей, размещало его на сайте, фирменных бланках, в рекламных материалах. А в 2019 г. задумалось о регистрации логотипа в качестве товарного знака и подало заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности.

И тут компанию поджидал неприятный сюрприз. Патентный поиск выявил, что используемый обществом логотип уже зарегистрирован в марте 2020 г. как товарный знак его конкурента – ООО «НПП Инжиниринг Авто», которое неоднократно соперничало с ООО «Кофур-Плюс» в процедурах закупок автомобильной техники.

Дальше – больше. ООО «НПП Инжиниринг Авто» разослало письма организаторам закупок, в которых уведомляло о том, что является правообладателем товарного знака «Скорпион специальные кузова для профессионалов», права на его использование никому не передавало, а потому продукция, выпущенная другими производителями под тем же обозначением, контрафактная.

Логотип и товарный знак идентичны

ООО «КофурПлюс» обратилось в Апелляционный совет при патентном органе с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку, принадлежащему конкуренту.

При рассмотрении возражения установлено, что компания обладает исключительными правами на логотип, которые возникли ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака. Сопоставив оба обозначения, Апелляционный совет пришел к выводу, что они тождественны, и признал, что предоставление правовой охраны товарному знаку противоречит положениям подп. 5.2 п. 5 ст. 5 Закона от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Позиция МАРТ: попытка устранить конкурента была

Получив решение Апелляционного совета, ООО «КофурПлюс» подало заявление в МАРТ, в котором просило установить факт нарушения ООО «НПП Инжиниринг Авто» антимонопольного законодательства, а конкретно ст.ст. 28 и 29 Закона, и привлечь конкурента к административной ответственности.

В пояснениях, данных «НПП Инжиниринг Авто» в ходе антимонопольного расследования, фигурирует интересная деталь: часть руководства и сотрудников обеих организаций – в прошлом сослуживцы. Названное общество в свое время было учреждено другой компанией – ООО «МИДИВИСАНА». В ней же некогда трудились некоторые учредители и работники ООО «Кофур-
Плюс». Ссылаясь на это обстоятельство, «НПП Инжиниринг Авто» настаивало, что не оно, а его конкурент злоупотребляет своими правами и осуществляет недобросовестную конкуренцию, поскольку в своей деятельности использует данные, полученные за годы работы в ООО «МИДИВИСАНА». Комиссия МАРТ такую позицию не поддержала.

В ходе рассмотрения заявления комиссия изучила результаты поисковой выдачи в интернете по запросу «автомобиль специальный «Скорпион». Ссылки вели на ресурсы, где в контексте, связанном с производством таких автомобилей, упоминалось ООО «КофурПлюс» и значились его контакты.

Кроме того, антимонопольный орган запросил информацию у организаторов закупок, которым «НПП Инжиниринг Авто» рассылало письма с предупреждением о возможном контрафакте. Те подтвердили, что логотип, используемый ООО «КофурПлюс», им хорошо знаком. Также сообщили, что оба хозяйственных общества не раз конкурировали в процедурах закупок автомобильной техники, в разное время становясь победителями. Большинство организаторов не придало значения полученным от ООО «НПП Инжиниринг Авто» письмам, т.к. выбор победителя определяло соответствие критериям и техническим параметрам, указанным в конкурсной документации. Однако один из покупателей, ознакомившись с письмом, включил в договор с ООО «КофурПлюс» условие о возмещении поставщиком в полном объеме убытков в случае, если предмет поставки будет конфискован или иным образом изъят из собственности покупателя по решению уполномоченных органов.

Это позволило антимонопольному органу сделать вывод о том, что направление ООО «НПП Инжиниринг Авто» писем соответствующего содержания способно нанести вред деловой репутации конкурирующей организации.

Как вытекает из п. 19 Методических рекомендаций, утв. приказом МАРТ от 18.12.2020 № 235, акт недобросовестной конкуренции может быть установлен, если действия правообладателя товарного знака направлены на причинение убытков или нанесение вреда деловой репутации конкурентов, которые использовали (и продолжают это делать) данное обозначение для индивидуализации однородных товаров задолго до подачи заявки на регистрацию товарного знака.

Следуя такому подходу, МАРТ расценило производство и реализацию ООО «НПП Инжиниринг Авто» продукции под товарным знаком, тождественным логотипу, который используется ООО «КофурПлюс» с 2017 г. и является узнаваемым у потребителя, как действия, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие требованиям ст. 28 Закона.

Нарушения запрета, предусмот­ренного ст. 29 Закона, антимонопольное расследование не выявило.

И товарного знака лишились, и штраф получили

Установление факта нарушения положений ст. 28 Закона послужило основанием для начала административного процесса в отношении ООО «НПП Инжиниринг Авто».

Постановлением суда Минской области от 05.01.2022 общество привлечено к административной ответственности, на него наложен штраф в размере 400 базовых величин, что составляет 12 800 руб.

И последнее. Как следует из содержания базы данных НЦИС, действие правовой охраны оспоренного товарного знака прекращено 19.11.2021.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений