$

2.0412 руб.

2.2585 руб.

Р (100)

3.1980 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Торговля

Небольшие магазины разоряются. Как торговля водкой стала убыточной

29.01.2019

Ведущие бизнес-ассоциации направили письмо Владимиру Колтовичу, министру антимонопольного регулирования и торговли, в котором рассказали о печальных последствиях принятия постановления МАРТ от 19.10.2018 № 80 (далее – постановление № 80).

Напомним, что постановлением № 80 внесены изменения в постановление МАРТ от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов». В соответствии с ними в рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта должен применяться единый уровень торговой надбавки на все виды таких товаров всех производителей независимо от форм собственности в разрезе наименований клас­сификационных груп­пировок алкогольных напитков в соответствии с общегосударственным клас­сификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83.

В результате субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые торгуют продовольствием и алкогольными напитками и являются, как правило, магазинами шаговой доступности, лишились возможности регулировать продажи путем применения различных наценок на разные виды крепкой алкогольной продукции.

В то же время для таких магазинов отпускные цены производителя (продавца) на большинство товаров из-за небольших объемов и дополнительных затрат по их доставке к месту торговли всегда выше по сравнению с отпускными ценами для крупных торговых сетей. Одной из возможностей поправить свое финансовое состояние как раз и было регулирование цены на алкоголь за счет различных размеров наценок.

Установленное постановлением № 80 требование применять единую наценку к отпускной цене стало для многих субъектов МСП губительным. Это объясняется тем, что для обеспечения рентабельной работы, и соблюдая требования по росту цен в рамках планового индекса, организации вынуждены применять надбавку свыше 20% на крепкую алкогольную продукцию. Цена реализации алкоголя в данном случае существенно выше, чем в магазинах фирменной торговли, где нет требований по соблюдению ассортимента, и торговых сетях, где за счет эффекта масштаба и использования различных схем по формированию стоимости алкоголя с учетом или без учета тары, пробки и т.д. общая надбавка в среднем не превышает 12–17%.

В частности, во многих магазинах, подчиненных ООО «Евроторг», общая наценка на водку не превышает 12%, что значительно ниже экономически обоснованных затрат на организацию розничной торговли в аналогичных магазинах МСП. Это предприятие может себе позволить некоторое время вести подобную агрессивную ценовую политику на рынке алкоголя с целью устранения конкурентов, прежде всего, оставшихся на рынке субъектов МСП, которые такую гонку не выдерживают.

Бизнес-союзы оперативно провели опросы, и их результаты впечатляют: субъекты МСП, осуществляющие розничную торговлю крепким алкоголем в непосредственной близости от магазинов, входящих в крупные торговые сети, уже потеряли до 30% выручки от реализации алкогольной продукции крепостью свыше 28%, что составляет до 10% общей выручки этих магазинов.

При этом тенденция к общему падению выручки сохраняется. В условиях непредсказуемого спроса их лишили возможности активизировать продажи отдельных низколиквидных алкогольных товаров путем их уценки, что в ближайшее время также ухудшит экономическое положение таких субъектов, многие из которых теперь задумываются о закрытии.

Бизнес-союзы также напомнили министру о том, что на заседаниях общественно-консультационного совета (ОКС) при МАРТ при обсуждении проекта постановления № 80 был найден компромиссный вариант, согласно которому предлагалось вывести из-под его действия субъекты МСП. За предложенный проект проголосовали почти все члены ОКС, однако в окончательный вариант почему-то были внесены изменения, коренным образом разрушающие предложенный баланс интересов.

Письмо заканчивается предложением в ближайшее время провести очередное заседание ОКС при МАРТ, на котором проанализировать последствия принятия постановления № 80 и обсудить внесение в него изменений, позволяющих устранить дискриминацию в отношении субъектов МСП, занимающихся реализацией алкогольной продукции крепостью свыше 28%. «ЭГ» будет следить за развитием ситуации вокруг «алкогольного» вопроса.

Автор публикации: Дмитрий КОРШУНОВ


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы