Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38 (2535) от 27.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5432
EUR:
2.6454
RUB:
4.1545
Золото:
150.87
Серебро:
1.79
Платина:
77.11
Палладий:
163.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не бойтесь санстанции, к вам приходящей

Проведенный в нынешнем году Международной финансовой корпорацией опрос представителей малого и среднего бизнеса (см. подробнее "ЭГ" № 41 за 7.06.2005 г.) показал, что чаще всего предпринимателям приходится получать различные разрешения в органах санитарного надзора (СЭС). Это подтвердили почти 67% респондентов. Как оценивают свою работу представители этой самой проблемной в глазах предпринимателей инстанции, что необходимо знать субъектам хозяйствования для минимизации проблем во взаимоотношении с ней - об этом корреспонденту "Экономической газеты" рассказала первый заместитель Главного государственного санитарного врача г.Минска Наталья ЖУКОВА...
Проведенный в нынешнем году Международной финансовой корпорацией опрос представителей малого и среднего бизнеса (см. подробнее "ЭГ" № 41 за 7.06.2005 г.) показал, что чаще всего предпринимателям приходится получать различные разрешения в органах санитарного надзора (СЭС). Это подтвердили почти 67% респондентов. Как оценивают свою работу представители этой самой проблемной в глазах предпринимателей инстанции, что необходимо знать субъектам хозяйствования для минимизации проблем во взаимоотношении с ней - об этом корреспонденту "Экономической газеты" рассказала первый заместитель Главного государственного санитарного врача г.Минска Наталья ЖУКОВА.

- Наталья Павловна, вы согласны с тем, что предприниматели получают в вашем ведомстве слишком много разрешений, а процедура их выдачи излишне усложнена?

- Нет. Мы многое делаем для упрощения разрешительной процедуры. Что касается необходимости в них, то она продиктована жизнью и закреплена законодательно. Например, проведение государственной гигиенической регистрации товаров продиктовано защитой рынка от продукции, потенциально опасной для здоровья. Практика подтверждает актуальность этой работы. Не единичны случаи отказа в гигиенической регистрации продуктов питания, товаров, не отвечающих нормативным показателям безопасности.

Действительно, для гигиенической регистрации продукции требуется объемный пакет документов, проведение лабораторных испытаний. Но если предприниматель работает легально, приобретает или ввозит товар, произведенный предприятием, работающим в правовом поле нашего государства, процедура регистрации не является сложной.

Говоря о законодательной базе государственного санитарного надзора, хочу напомнить читателям, что основным документом, которым руководствуется санитарная служба, является Закон "О санитарно-эпидемическом благополучии населения". В нем, в частности, определены не только полномочия проверяющих, но и права и обязанности граждан и юридических лиц, т.е. проверяемых. В развитие этого Закона, который действует уже более десяти лет, разработаны и утверждены санитарные правила, выполнение которых обязательно для всех субъектов хозяйствования. Кстати, на каждом объекте должны быть санитарные правила, определяющие требования к виду деятельности объекта. 

По-моему, вполне логично, чтобы предприниматель, который собирается открыть свое дело, подходил к этому вопросу ответственно и прежде всего сам изучал в том числе санитарные требования, например к производству, либо нанимал квалифицированных проектировщиков и технологов. Это исключает необходимость посещений учреждений госсаннадзора для получения консультаций и дает возможность после открытия предприятия  работать без нарушений.

Кстати, на днях в одном из районов города была приостановлена работа предприятия, которое производило продукты питания. Поступило несколько жалоб на низкое качество продукции. Выяснилось, руководство предприятия не сочло нужным включить в свой штат технолога, разработать систему производственного контроля. Кроме того, начали работать без разрешения, согласовав только проект. Теперь, после уплаты штрафа, придется проходить процедуру возобновления деятельности, постановку продукции на производство.

- С какими видами разрешений, выдаваемых органами санитарного надзора, приходится сталкиваться субъектам хозяйствования?

- Порядок получения разрешений оговорен упомянутым выше Законом. Например, без положительного заключения органов государственного санитарного надзора, согласно статье 21, не допускается ввод в эксплуатацию объектов, их отдельных очередей, пусковых комплексов зданий и сооружений, технологических линий (возведение, реконструкция, расширение, техперевооружение). Заметьте, это регламентировано Законом, а не ведомственной инструкцией.

Согласование органов государственного санитарного надзора требуется также при получении субъектами хозяйствования лицензий на производство продуктов питания, медицинские виды деятельности, розничную торговлю и общественное питание. Какие именно виды деятельности подлежат лицензированию, определено Положением о лицензировании розничной торговли и общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров № 1350. В то же время для получения лицензии на оптовую торговлю (кроме спиртных и табачных изделий) получать согласование органов госсаннадзора не нужно.

Согласование необходимо при перепрофилировании объекта. Подлежит согласованию проектная документация, если при ее разработке допущены  отклонения от действующих санитарных норм. Изменение технологии производства также необходимо  согласовать с санитарной службой.

Органами госсаннадзора согласовываются схема производственного контроля производимой продукции, ее ассортиментный перечень. При получении лицензии юридические лица, индивидуальные предприниматели обращаются в наши учреждения  за гигиеническим заключением.

- Предприниматели, которые открывают точки общепита, обращают внимание на длительность процедуры согласования. Почему все-таки по времени получается довольно долго? Например, кафе можно открывать несколько лет.

- Сроки рассмотрения документов органами санитарного надзора - 2 недели, это установлено законодательством. Если же требуются дополнительные лабораторные исследования, замеры - тогда до месяца. Сроки рассмотрения проектной документации могут увеличиваться ввиду того, что проектная документация выполнена некачественно, с отступлением от санитарных, строительных норм и правил (СанПиНов, СНиПов). Бывают случаи, когда не учитываются все замечания, не устраняются нарушения санитарных требований, оговоренных и выявленных при первом рассмотрении проекта. В таком случае готовится отрицательный ответ, объект отклоняется от согласования. Насколько быстро устраняются замечания по проекту, зависит от заказчика. Иногда для этого требуются недели.

Нередки случаи, когда предприниматели берут в аренду помещения, без предварительного согласования начинают вкладывать деньги в ремонт, закупают и устанавливают оборудование. А затем оказывается, что размещение объекта предполагаемого профиля противоречит санитарному законодательству и не может быть согласовано. В таких случаях возникают разочарования, обиды, финансовые потери и потери времени. 

Кстати, Минский городской центр гигиены и эпидемиологии рассматривает в первую очередь вопросы перепрофилирования объектов и проекты крупных или многопрофильных предприятий. Проектную документацию предприятий общепита, торговли в основном рассматривают районные центры гигиены и эпидемиологии. Там же предприниматели должны согласовывать ассортиментный перечень, получать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта

- Предпринимаются ли какие-либо шаги со стороны вашего ведомства по упрощению разрешительных процедур в свете последних инициатив по внедрению принципа "одного окна"?

- Конечно, мы делаем все возможное, чтобы сократить до минимума процедуру получения заключений, разрешений и пр. Сегодня ходить по разным кабинетам наших учреждений предпринимателям уже не нужно. Например, при прохождении гигиенической регистрации предприниматель сдает и получает документы в одном и том же отделе. Так что теперь заявитель обращается в "одно окно", т.е. в один кабинет и получает  нужный ему документ. Внесение изменений в организацию работы позволило ликвидировать очереди.

В любом нашем центре имеются информационные стенды, где можно ознакомиться с образцами документов, которые необходимо заполнить, в отделениях доступны для ознакомления действующие нормативные акты. Мы ведь сами заинтересованы в том, чтобы предприниматели были вооружены всеми необходимыми знаниями.

- Наталья Павловна, что необходимо сделать предпринимателю, чтобы исключить возможность выявления все новых и новых нарушений?

- Изучать действующее законодательство вообще, и санитарное в частности. Кроме того, прежде чем открыть объект, руководитель обязан собрать все необходимые документы, которые регулируют предполагаемую деятельность, это поможет в дальнейшем избежать возможных проблем. Любой проверяющий никогда не сможет возразить против буквы и пункта нормативного акта. Считаю, что на каждом предприятии, и малом в том числе, должны быть распорядительные документы, которые бы закрепляли обязанности работников, специалистов предприятия по выполнению санитарного законодательства.

Упомяну наиболее часто встречающиеся нарушения.

Во-первых, отсутствие или нарушение ведомственного контроля производства, хранения и реализации продуктов питания, детских игрушек, парфюмерно-косметических товаров, в том числе отсутствие документов, подтверждающих их безопасность и качество, нарушение условий хранения и реализации. Во-вторых, несоблюдение требований, предъявляемых к транспортировке продуктов питания. В-третьих, реализация продукции с истекшим сроком хранения, а значит, негарантированного качества и безопасности. В-четвертых, нарушения санитарного режима на предприятии.

За перечисленные и другие нарушения приходится приостанавливать эксплуатацию объекта, штрафовать руководителя. Это вынужденные меры. Надеемся, что постепенно, развивая систему производственного контроля, преуспевая в бизнесе, все предприятия достигнут такого уровня санитарной культуры и технологического контроля, когда необходимость в штрафных санкциях отпадет.

Санитарно-эпидемиологическая служба города открыта для диалога, консультаций, обсуждения интересующих вопросов. Главный государственный санитарный врач города, его заместители, главные государственные санитарные врачи районов готовы принять как предпринимателей, так и граждан. В Минском городском центре гигиены и эпидемиологии работает телефон доверия 232-91-36. Мы с благодарностью выслушаем пожелания, ответим на все  вопросы читателей, окажем консультативную помощь.