Намечается либерализация строительной бизнес-среды
В строительной сфере Беларуси планируется внесение изменений в законодательство для стимулирования деловой активности. Они направлены на реализацию положений Декрета № 7 «О развитии предпринимательства».
В этой связи Минстройархитектуры вынесло на общественное обсуждение изменения в ряд нормативных правовых актов. Предложения касаются, в частности, редакции некоторых норм Указа Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». За время действия этого документа неоднократно звучала критика в его адрес со стороны подрядных организаций по поводу чрезмерной жесткости требований к ним в период гарантийного срока на строительные объекты. Например, им приходилось на продолжительный срок «замораживать» значительные средства на резервных счетах для ликвидации строительного брака в случае его выявления в начальный период эксплуатации объектов.
Предлагаемая поправка смягчает это требование. В соответствии с ней при отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества в период первого года гарантийного срока эксплуатации объекта строительства подрядчик вправе по его истечении использовать по собственному усмотрению 50% от суммы зарезервированных средств, по окончании второго года гарантийного срока – остаток зарезервированных средств и начисленные проценты.
На либерализацию условий предпринимательства в данной области направлены и инициативы по корректировке норм Указа Президента от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». В частности, предлагается отменить требования данного акта в случаях осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), а также осуществления закупок без привлечения полностью или частично бюджетных и приравненных к ним средств.
Особая либерализация строительной деятельности намечается в границах Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». При возведении здесь объектов предлагается отменить требования Указа Президента от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».
Данным документом, в частности, установлено, что сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Совмином, и цен на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов. На основании сметной документации заказчиком, застройщиком в порядке, установленном законодательством, определяется подрядчик, цена предложения которого является неизменной договорной (контрактной) ценой на строительство объекта (выполнение строительных, специальных, монтажных работ).