Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговые органы и налогоплательщики: — новые механизмы взаимодействия

Начальник главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Сергей Шкут

О том, как развивается взаимодействие налого­плательщиков и налоговых органов, какие новые формы такого взаимодействия появились и что планируется в функционировании элект­ронных сервисов, рассказал  «ЭГ» начальник главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Сергей ШКУТ.

– Сергей Петрович, на что сегодня налоговые органы делают акцент в работе с налогоплательщиками, что предпринимается, для того чтобы облегчить их «налоговую жизнь», связанную с уплатой налоговых платежей?

– В последние годы мы активно работаем над преобразованием налоговых органов в клиентоориентированную служ­бу с высоким качеством предоставления услуг налогоплательщикам, прежде всего путем обеспечения комфортных условий для добровольного исполнения ими налоговых обязательств. Сейчас главное на повестке дня – стандартизация и расширение электронного взаимодействия налоговых органов и плательщиков, в основном за счет внедрения новых форм и единых стандартов обслуживания, упрощения, сокращения и дальнейшей автоматизации административных процедур, совершенствования самого механизма взаимоотношений ме­жду налоговыми органами и плательщиками.

Развивать электронное взаимодействие с налогоплательщиками мы планируем за счет увеличения количества плательщиков, использующих электронные сервисы налоговых органов, путем расширения спектра электронных ус­луг, оказываемых плательщикам, создания новых и совершенствования уже имеющихся электронных сервисов, позволяющих на практике свести к минимуму посещение налогового органа. В частности, мы будем совершенствовать воз­можности функционала «Лич­ный кабинет плательщика», развивать сервисы «Налоговый калькулятор», «Сведения о задолженности по налоговым платежам в бюджет», «Нормативные и методологические материалы налоговых органов для организаций и индивидуальных предпринимателей», «Создай свой биз­нес» и другие электронные сервисы, размещенные на сайте МНС. Кстати, наш сайт занял призовое место на международном форуме в Минске «TIBO-2018».

И, конечно, мы намерены активизировать информационно-разъяснительную работу за счет повышения уровня информационной открытости налоговых органов, оперативного разъяснения норм налогового законодательства и информирования плательщиков путем расширения услуг контакт-центра МНС (телефонной справочной системы налоговых органов – короткий номер 189 или тел. +375-17-229-79-79), через сайт МНС, в социальных сетях, а также с использованием функционала «Центр информирования» в АИС «Расчет налогов».

Еще одно важное направление – со­здание специально оборудованных мест – центров обслуживания плательщиков, работа по организации которых проводится с декабря 2016 г. Мы планируем открыть эти центры в большинстве налоговых инспекций Минска и во всех областных центрах страны.

– Тогда давайте сначала расскажем про «контактные» формы взаимодействия налоговых органов и плательщиков – центры обслуживания плательщиков. Можно ли считать их основным достоинством возможность оперативно получить разъяснения, непосредственно общаясь с представителем налоговой службы?

– Общая концепция центров обслуживания плательщиков заключается в открытости и доброжелательности к плательщику, а также, конечно, в комфортном современном сервисе. Центры обслуживания плательщиков размещаются на первых этажах зданий ИМНС, в них есть администратор зала, который обеспечивает предоставление необходимой информации, а также распределение потоков посетителей и помощь в работе с терминалом электронной системы управления очередью. При этом технология предоставления услуг на базе электронной очереди обеспечивает оперативную работу с плательщиками без лишних очередей и по нужным им услугам.

При возникновении спорных ситуаций и жалоб со стороны плательщиков на качество услуг неоспоримым аргументом при их рассмотрении является фиксируемая история обслуживания плательщика (аудио- и видеозапись). Кстати, электронная очередь позволяет избежать конфликтов в зале обслуживания между клиентами, а еще этот функционал предоставляет возможность удаленной регистрации в очереди через «Личный кабинет плательщика». Для этого надо всего лишь выбрать дату и время посещения инспекции МНС с помощью электронного сервиса «Пред­варительная регистрация» на сайте МНС и в день посещения центра в меню терминала электронной очереди выбрать «Предварительная регистрация», указав там номер предварительной регистрации, наименование организации или Ф.И.О. плательщика. В центрах обслуживания мы позаботились и о подрастающем поколении налогоплательщиков – здесь можно посмотреть мультфильмы, узнать, почему надо платить налоги, порисовать и почитать книгу «Детям о налогах», а за свой рисунок на тему налогов получить эту книгу в подарок.

Для регулирования интенсивности потока посетителей в зоне ожидания есть экспресс-места для обслуживания плательщиков при увеличении их потока. Кроме того, администратор зала оказывает ряд экспресс-услуг, которые не требуют регистрации в терминале электронной очереди. С помощью модуля оценки качества работы, который находится у выхода из инспекции МНС, посетители могут оставить отзывы о качестве обслуживания, и они обязательно будут приняты во внимание.

– А какие преимущества для налогоплательщиков, кроме оперативности и отсутствия непосредственного контакта с налоговым инспектором и экономии времени, дают электронные сервисы?

– Электронные сервисы для плательщиков находятся в открытом доступе на сайте МНС. Там в разделе «Электронные сервисы» представлены услуги, которые налоговая служба оказывает в электронном виде. Обратим внимание, что в этот раздел для удобства плательщиков помещены интерактивные электронные сервисы не только налоговых органов, но и других госорганов и организаций, в частности, КГК, Нацбанка, Минэкономики, Минюста, Белстата, Белгосстраха, Мониторингового центра по игорному бизнесу, ООО «Современные технологии торговли».

Преимущества электронного взаимодействия с плательщиками можно рассматривать в трех аспектах. С позиций государства они выводят органы госуправления на новый качественный уровень взаимодействия между ними и с налогоплательщиками, а в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) еще и способствуют гармонизации государственных информационных ресурсов и информационных систем стран – членов ЕАЭС. С позиции налоговой службы электронное взаимодействие – это существенная оптимизация трудовых и временных ресурсов, эффективность анализа и контроля. А налогоплательщик с их помощью имеет возможность выполнять налоговые обязательства оперативно и без ошибок, а следовательно, работать без вмешательства контролирующих органов.

Какие новые электронные сервисы МНС собирается внедрить в ближайшее время?

– На сайте МНС уже размещен сервис «Создай свой бизнес», это по сути пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей. Сервис предоставляет информацию для выбора формы регистрации в качестве плательщика, режима налогообложения, сведения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов и т.п. Сервис «Форум налоговых органов» должен стать дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных вопросов в деятельности налоговых органов. А в июне 2018 г. появится сервис «Налогообложение физических лиц и ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков».

– Какую роль в развитии электронных сервисов вы отводите такому сервису, как «Личный кабинет плательщика»?

– Возможностями «Личного кабинета плательщика» сегодня пользуются более 100 тыс. юридических лиц, 120 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и свыше 31 тыс. физических лиц. Всего же взаимодействие с налоговыми органами в электронном виде осуществляют свыше 285 тыс. организаций и ИП, или около 82% общего количества субъектов хозяйствования, состоящих на налоговом учете.

Заполнить и подать налоговые декларации, заявления на совершение административных процедур, получить оперативную информацию для самостоятельной сверки начисленных и уплаченных платежей в бюджет, получить сообщения от налоговых органов – все это и еще многое другое можно сделать из «Личного кабинета плательщика», не тратя время на посещение налоговой инспекции. Именно поэтому данный сервис является сегодня приоритетным направлением развития электронных услуг в деятельности налоговых органов. В результате важная для государства и необходимая плательщику информация становится доступной.

В этом году МНС также расширит перечень документов, которые плательщик сможет представить в инспекцию МНС через «Личный кабинет плательщика» как в форме электронного документа, так и в свободной форме. В ближайшее время электронные сервисы, имеющиеся в «Личном кабинете плательщика», дополнятся возможностью для плательщиков – юридических лиц и ИП контролировать состояние заявлений на выполнение административных процедур и направленных в налоговые органы жалоб.

А для того чтобы быть современным и мобильным, мы создали мобильное приложение для физических лиц, которое предоставляет возможность посещать свой «Личный кабинет» для подачи заявки на получение документов из инспекции МНС, записи на прием к ее руководству и просмотр истории таких записей, получение извещений налоговых органов об уплате налогов на землю и недвижимость.

Мобильное приложение также позволяет получать информацию инспекции МНС по объектам налогообложения и по начисленным налогам, узнавать об инициативных документах из налоговых органов. А еще с использованием мобильного приложения можно уплатить налоги, при этом налоговый калькулятор поможет рассчитать суммы земельного налога, подоходного налога с физических лиц и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Сегодня мобильное приложение реализовано для операционной системы (мобильной платформы) Android, до конца текущего года мы предложим его и для владельцев операционной системы iOS, а также расширим ряд предоставляемых сервисов. Также планируется предоставить возможность направлять уведомления о начале деятельности по заявительному принципу для физических лиц.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by