$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Налоговые льготы получат не все держатели белорусских облигаций

14.08.2018

Нулевая ставка налога на доходы иностранных организаций по процентам по кредитам и займам, предоставленным белорусским организациям, а также по кооперативным и государственным облигациям, размещенным за рубежом, установлена в Беларуси. Об этом «ЭГ» уже сообщала в материале «Кто воспользуется налоговыми льготами по Указу № 286?». Сегодня мы хотели бы вернуться к этой теме.

Напомним, Указом Президента от 20.07.2018 № 286 «О налогообложении отдельных доходов» (далее – Указ) освобождаются от налога на доходы, НДС и подоходного налога доходы, полученные иностранными консультантами, юристами, андеррайтерами и иными лицами, оказывающими услуги, связанные с размещением на международном рынке белорусских гособлигаций и защитой интересов нашей страны в инвестиционных спорах.

Казалось бы, за счет очередных преференций белорусские долговые ценные бумаги должны стать более привлекательными для зарубежных инвесторов, а процесс их выпуска и размещения за рубежом – несколько проще. К тому же Указ вводится задним числом: с 1 января т.г. Так что держатели ранее выпущенных белорусских бондов смогут получить доходы уже без удержания налогов: по ставке 6% с процентов по облигациям и кредитам и 15% – по плате за услуги.

Собственно, льготы, установленные Указом, и сейчас имеются. Юристы отмечают, что названные в нем операции не облагаются налогом на доходы в соответствии с подп. 4.2 п. 4 ст. 146 НК, причем без ограничения юрисдикций. В то же время зачастую вложения в облигации развивающихся стран финансовые корпорации осуществляют через свои оффшорные структуры. А отследить, кто является держателем облигаций на момент начисления процентов, почти нереально.

Теперь по Указу право на льготу получат не все иностранные организации, а лишь те, которые зарегистрированы в государствах, с которыми у нашей страны имеется международное соглашение, предусматривающее обмен информацией по налоговым вопросам.

Это очень важное условие. Дело в том что Беларусь является участницей Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере, заключенного странами СНГ в 1999 г., а также 12 двусторонних аналогичных соглашений с теми же странами СНГ и Грузией.

Кроме того, обмен налоговой информацией с компетентными органами договаривающихся стран по запросу и в порядке инициативного обмена предусмотрен почти во всех 65 заключенных нашей страной двусторонних договорах об избежании двойного налогообложения, в т.ч. с Кипром.

Вместе с тем Беларусь до сих пор не является участницей Конвенции об административной взаимной помощи в налоговых вопросах, объединяющей более 80 стран мира, и не предпринимала никаких мер по участию в соглашении о сотрудничестве между компетентными органами разных государств (Multilateral Competent Authority Agreement – MCAA). А ведь в MCAA участвуют 102 страны, включая государства ЕС, Россию, Китай и основные низконалоговые юрисдикции – Панаму, Кипр, Британские Виргинские Острова и проч. В рамках MCAA на сегодня активировано свыше 3200 двусторонних взаимоотношений по обмену информацией, в которых участвуют 90 стран.

Поскольку Беларусь не участвует в MCAA, круг компаний, на которые могут распространяться льготы, установленные Указом, выглядит довольно ограниченным. Но, очевидно, его авторы полагают, что этого достаточно, чтобы увеличить привлекательность вложений капиталов в белорусские облигации.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях