Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговые льготы получат не все держатели белорусских облигаций

Нулевая ставка налога на доходы иностранных организаций по процентам по кредитам и займам, предоставленным белорусским организациям, а также по кооперативным и государственным облигациям, размещенным за рубежом, установлена в Беларуси. Об этом «ЭГ» уже сообщала в материале «Кто воспользуется налоговыми льготами по Указу № 286?». Сегодня мы хотели бы вернуться к этой теме.

Напомним, Указом Президента от 20.07.2018 № 286 «О налогообложении отдельных доходов» (далее – Указ) освобождаются от налога на доходы, НДС и подоходного налога доходы, полученные иностранными консультантами, юристами, андеррайтерами и иными лицами, оказывающими услуги, связанные с размещением на международном рынке белорусских гособлигаций и защитой интересов нашей страны в инвестиционных спорах.

Казалось бы, за счет очередных преференций белорусские долговые ценные бумаги должны стать более привлекательными для зарубежных инвесторов, а процесс их выпуска и размещения за рубежом – несколько проще. К тому же Указ вводится задним числом: с 1 января т.г. Так что держатели ранее выпущенных белорусских бондов смогут получить доходы уже без удержания налогов: по ставке 6% с процентов по облигациям и кредитам и 15% – по плате за услуги.

Собственно, льготы, установленные Указом, и сейчас имеются. Юристы отмечают, что названные в нем операции не облагаются налогом на доходы в соответствии с подп. 4.2 п. 4 ст. 146 НК, причем без ограничения юрисдикций. В то же время зачастую вложения в облигации развивающихся стран финансовые корпорации осуществляют через свои оффшорные структуры. А отследить, кто является держателем облигаций на момент начисления процентов, почти нереально.

Теперь по Указу право на льготу получат не все иностранные организации, а лишь те, которые зарегистрированы в государствах, с которыми у нашей страны имеется международное соглашение, предусматривающее обмен информацией по налоговым вопросам.

Это очень важное условие. Дело в том что Беларусь является участницей Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере, заключенного странами СНГ в 1999 г., а также 12 двусторонних аналогичных соглашений с теми же странами СНГ и Грузией.

Кроме того, обмен налоговой информацией с компетентными органами договаривающихся стран по запросу и в порядке инициативного обмена предусмотрен почти во всех 65 заключенных нашей страной двусторонних договорах об избежании двойного налогообложения, в т.ч. с Кипром.

Вместе с тем Беларусь до сих пор не является участницей Конвенции об административной взаимной помощи в налоговых вопросах, объединяющей более 80 стран мира, и не предпринимала никаких мер по участию в соглашении о сотрудничестве между компетентными органами разных государств (Multilateral Competent Authority Agreement – MCAA). А ведь в MCAA участвуют 102 страны, включая государства ЕС, Россию, Китай и основные низконалоговые юрисдикции – Панаму, Кипр, Британские Виргинские Острова и проч. В рамках MCAA на сегодня активировано свыше 3200 двусторонних взаимоотношений по обмену информацией, в которых участвуют 90 стран.

Поскольку Беларусь не участвует в MCAA, круг компаний, на которые могут распространяться льготы, установленные Указом, выглядит довольно ограниченным. Но, очевидно, его авторы полагают, что этого достаточно, чтобы увеличить привлекательность вложений капиталов в белорусские облигации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by