Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Кадры
26.09.2017 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговые консультанты: — права, обязанности и место на рынке

В Беларуси появятся налоговые консультанты. Их деятельность регламентируется Указом Президента от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании», вступающем в силу с 24 декабря 2017 г., в котором определен статус, порядок аттестации, права, обязанности и ответственность представителей нового направления в отечественном консалтинге.

Оно создается «в целях обеспечения защиты интересов субъектов хозяйствования в сфере налогообложения и создания правовых основ для осуществления деятельности по налоговому консультированию», как говорится в преамбуле к Указу. Эти интересы существуют давно: платные консультации по налогам более 25 лет дают аудиторы и юристы, причем некоторые довольно успешно. Однако власти сочли, что Беларуси, по примеру ряда европейских стран, следует обзавестись особыми специалистами в этой деликатной области.

Теперь заниматься налоговым кон­сультированием юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей (ИП), смогут белорусские и иностранные граждане или лица без гражданства, получившие квалификационный аттестат, являющиеся членами Палаты налоговых консультантов (которую еще предстоит создать) и зарегистрированные в качестве ИП, или коммерческие организации, в штате которых имеется такой аттестованный специалист.

Налоговое консультирование включает:

– консультирование по вопросам налогообложения, в т.ч. в части применения налогового законодательства в кон­кретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;

– оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в т.ч. жалоб;

– представительство интересов кон­сультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Данные услуги будут оказываться на основе договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, заключаемого в простой письменной форме с консультируемым лицом. Существенные условия такого договора: его предмет, сроки оказания услуг и порядок их принятия, права и обязанности сторон, стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты, ответственность сторон, порядок разрешения споров, порядок соблюдения конфиденциальности и иные условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В компаниях, занимающихся данной деятельностью, оказание соответствующих услуг должен обеспечивать именно налоговый консультант. В Указе не уточняется, означает ли это личное решение всех вопросов или достаточно общего руководства процессом. Но подписывать документы, подтверждающие оказание услуг, консультант будет вместе с руководителем организации.

Обращаться к налоговым консультантам и выбирать их – право, а не обязанность субъектов хозяйствования и граждан. Но если уж договор заключен, придется предоставлять консультанту всю необходимую информацию и оплачивать оказываемые услуги. Впрочем, появление нового института не отменяет нормы ни ст. 21 Налогового кодекса (НК), дающей плательщикам право получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию, связанную с налогами, ни ст. 82 НК, обязывающую налоговые органы ее предоставлять. Так что иные плательщики по-прежнему будут добиваться официальных ответов на волнующие их вопросы, не довольствуясь мнением частных специалистов, какие бы аттестаты они не предъявляли.

Конкуренты

Налоговым консультантам еще пред­стоит завоевывать свое место на рынке консультационных услуг. Указ № 338 не слишком облегчает эту задачу. Его действие не распространяется на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве ИП, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) ИП на основании договора. Таким образом, аудиторские компании и аудиторы – ИП смогут по-прежнему консультировать своих клиентов по налоговым вопросам в рамках оказания профессиональных услуг в соответствии со ст. 16 Закона «Об аудиторской деятельности», а юристы – в рамках своей лицензируемой деятельности.

Остальные ИП и юрлица смогут продолжать оказывать аналогичные услуги в прежнем порядке до конца 2018 г. Затем ИП придется получить аттестат, а компаниям – завести в штате хотя бы одного аттестованного налогового консультанта, чтобы остаться на рынке.

Составление налоговых деклараций и ведение налогового учета обычно является частью комплексного бухгалтерского аутсорсинга. При этом согласно ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» оказание услуг по ведению бухучета и составлению отчетности должно обеспечиваться организацией, имеющей не менее одного штатного работника, отвечающего требованиям, установленным к главным бухгалтерам в ст. 8 этого Закона. Таким требованиям должен соответствовать и ИП, оказывающий подобные услуги, а теперь, согласно Указу № 338, – и налоговые консультанты, оказывающие услуги по ведению бухучета и составлению отчетности. Но если для получения аттестата достаточно иметь диплом о переподготовке экономиста или юриста, то у главбуха согласно ст. 8 Закона в обязательном порядке должно быть высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством РБ право работать по специальности бух­галтера. Получается, что далеко не каждому налоговому консультанту мож­но доверить бухучет.

Дорога к статусу

Претендентам на получение квалификационного аттестата налогового кон­сультанта придется сдать квалификационный экзамен. Принимать его будет комиссия под председательством замминистра по налогам и сборам, в состав которой войдут представители налоговых и иных госорганов, вузов, ученые, эксперты в области налогового права, налоговые консультанты.

К квалификационному экзамену будут допускаться физические лица, имеющие:

высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности после получения высшего образования не менее 3 лет;

– иное высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности экономического и (или) юридического профиля и наличия стажа работы по этим специальностям не менее 3 лет.

За прием экзамена будет взиматься госпошлина в размере 5 БВ.

Не будут допускаться к экзамену лица:

– имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;

– находящиеся на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

– признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

– исключенные из коллегии адвокатов, уволенные из правоохранительных, других органов и организаций по дискредитирующим обстоятельствам, а также исключенные из Единого реестра налоговых консультантов за определенные проступки – в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения;

– лишенные адвокатской лицензии – в течение одного года со дня лишения.

Квалификационные экзамены будут проводиться по мере поступления заявлений, но не реже 2 раз в год.

Лица, сдавшие экзамен, получат квалификационный аттестат, срок действия которого не ограничен. С этого момента можно считаться налоговым консультантом. Сведения о таких специалистах включаются в Единый реестр налоговых консультантов, который будет вести МНС. С его содержанием можно будет ознакомиться на сайте министерства.

Действие квалификационного аттестата приостанавливается, возобновляется, приостанавливается и аннулируется в случаях, предусмотренных Положением о налоговом консультировании, утв. Указом № 338.

В дальнейшем налоговый консультант, как и аудитор, обязан проходить обучение по образовательной программе повышения квалификации не реже 1 раза в 2 года.

Ответственность

Компании и ИП, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию, будут нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств, а также за разглашение сведений, составляющих ком­мерческую тайну, и (или) иной конфиденциальной информации и обязаны возмещать убытки, причиненные из-за этого консультируемым лицам. При этом убытками будут считаться пени, начисленные клиенту за неисполнение налогового обязательства, и (или) сумма примененных к этим лицам административных взысканий.

Консультантам придется страховать свою ответственность, причем страховая сумма должна быть не менее 1000 базовых величин. Если размер базовой величины изменится, страховую сумму нужно будет восстановить в 15-дневный срок.

Тайна гарантируется

При оказании услуг по налоговому консультированию допуск к бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, иным документам, которые содержат сведения, составляющие государственные секреты, или иную информацию, распространение которой запрещено либо ограничено, предоставляется с соблюдением законодательства о государственных секретах, об информации, информатизации и защите информации и о коммерческой тайне.

Юрлица и ИП, занимающиеся налоговым консультированием, обязаны, помимо прочего, обе­спечивать сохранность сведений и документов, получаемых от консультируемого лица и (или) от третьих лиц, не разглашать их содержание без согласия своих клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Налоговые консультанты вправе получать у консультируемого лица устные и письменные пояснения по возникшим вопросам, а также документы и сведения, связанные с оказанием услуг, в т.ч. по письменному запросу, согласованному с клиентом, – документы и сведения от третьих лиц (что, впрочем, не значит, что те обязаны отвечать). В случаях непредставления клиентом требуемых документов и сведений, представления заведомо недостоверной информации и в иных случаях, предусмотренных договором, консультант может отказаться от сотрудничества.

Саморегулирование

Согласно Указу № 338 у налоговых консультантов будет свой орган самоуправления – Палата. Это некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве налоговых кон­сультантов. Палата призвана защищать законные права и профессиональные интересы своих членов, представлять их в госорганах и иных организациях, осуществлять методическое руководство, координацию деятельности, контроль качества их работы и обеспечивать повышение квалификации. Впрочем, саморегулирование здесь имеет четко очерченные границы. Палата будет ежегодно отчитываться о своей деятельности в МНС, по согласованию с ним избирается и председатель ее правления. Министерство как регулятор деятельности по налоговому кон­сультированию будет разъяснять законодательство в этой сфере, организовывать работу квалификационной комиссии и проведение экзаменов, вправе запрашивать и получать от налоговых консультантов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательством полномочий, и даже представлять интересы Беларуси в международных организациях по вопросам деятельности по налоговому кон­сультированию.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений