$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

Налоговая реформа в США: революция или рулетка

05.05.2017

Желание реформировать налоговую систему присуще не только странам с формирующейся экономикой. Недавно о такой реформе объявил президент США Дональд Трамп. Оказывается, коренные изменения в этой сфере могут предложить и в стране, которую некоторые считают образцом для подражания, в т.ч. по налоговым вопросам.

Кардинальные перемены в налогообложении занимали важное место в предвыборных обещаниях нового президента США. Теперь он пытается воплотить их в жизнь, проведя самую масштабную налоговую реформу после Рональда Рейгана в 1986 г.

Прежде всего, Трамп пред­лагает снизить ставку налога на прибыль с 35% до 15%, т.е. более чем в 2 раза. Какие-то перемены здесь назрели давно – ставка этого налога в Америке одна из самых высоких среди развитых стран, а с учетом местного налога на корпорации в отдельных штатах суммарная ставка достигает 38,9%. Это ­3-е место среди 188 стран после ОАЭ (55%) и Пуэрто-Рико (39%), отмечает фонд Tax Foundation.

Кроме того, планируется снизить ставку налога при репатриации капитала, правда, пока не уточняется, до какого уровня, отменить 40-процентный налог на наследование недвижимости и минимальный альтернативный налог. Этот налог был введен в 1969 г. специально для богатых налогоплательщиков, которые могли указывать такие вычеты, что размер причитающегося с них подоходного налога сокращался до очень малой суммы или до нуля. В настоящее время такие вычеты состовляют 53,9 тыс. USD для одиноких и 83,8 тыс. USD для семейных плательщиков.

Существенные изменения предлагаются по подоходному налогу с граждан. Из действующих 7 ставок (10, 15, 25, 28, 33, 35 и 39,6%) Трамп намерен оставить три: 10%, 15% и 33%. В результате средняя эффективная ставка налога снизится с 26,5 до 23,3%. Кроме того, постатейные вычеты планируется снизить для одиноких граждан с 259,4 тыс. USD до 100 тыс., а для семейных – с 311,3 тыс. до 200 тыс. USD. Правда, от таких изменений в выигрыше окажутся в основном богачи. По оценкам Tax Foundation, в случае принятия предложений чистые доходы 80% налогоплательщиков увеличатся лишь на 0,8–1,9%, тогда как доходы 20% наиболее обеспеченных – на 4,4–8,7%, а 1% самых богатых – на 10,2–16%.

Представляя проект реформы, министр финансов Стивен Мнучин заявил, что одна из главных ее задач – упростить процесс подачи ежегодных налоговых деклараций, сведя их до «формата большой открытки» вместо нынешних многостраничных формуляров.

Высокий уровень корпоративного и личного налогообложения позволял США до сих пор обходиться без НДС, но не помог избежать высокого уровня государственного долга – более 20 трлн. USD. Теперь предложенная налоговая реформа, по мнению Tax Foundation, приведет к существенным потерям для американского бюджета: 4,6–5,9 трлн. USD в ближайшие 10 лет. В частности, поступления по налогу на корпорации сократятся на 2,12 трлн. USD, на доходы физических лиц – на 1,42 трлн. Авторы реформы уверяют, что это сокращение частично компенсируется рос­том налоговых сборов благодаря уменьшению различных налоговых вычетов, а в перспективе она создаст условия для ускорения темпов экономического роста, повышения зарплаты и уровня занятости. При этом ВВП к 2025 г. должен вырасти на 8,2% по сравнению с состоянием, которое может быть достигнуто при сохранении нынешней экономической политики. Если эти планы сбудутся, снижение налоговых доходов бюджета в 2017–2025 гг. может составить лишь 2,6–3,9 трлн. USD. Кроме того, Трамп и его команда надеются увеличить бюджетные доходы за счет реформирования торговой политики, энергетического сектора (0,15 трлн. USD) и принципов регулирования экономической деятельности (почти 0,5 трлн.). Предполагается, что эти меры сами по себе обеспечат прирост бюджетных доходов за 2017– 2026 гг. на 2,4 трлн. USD. Но оппоненты Трампа утверждают, что президентский план не предусматривает никаких реальных мер для компенсации потерь бюджета от снижения налогов, от которого выиграют в основном богачи и крупные корпорации. А потому вместо оживления экономики страна может столкнуться с ростом и без того огромного долгосрочного долга еще на 2 трлн. USD – до 111% ВВП, что станет серьезным тормозом для роста экономики.

К тому же снижение ставок никак не влияет на сложность и запутанность налогового законодательства США, которые вызывают больше всего недовольства у бизнеса и общества.

Поэтому рассмотрение реформы в конгрессе и сенате обещает быть бурным. В принципе американские парламентарии не возражают против изменений как таковых, но требуют, чтобы они были тщательно взвешены и просчитаны.

Автор публикации: Александра АРТЕМОВА