Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговая конкуренция или гармонизация?

ЕС борется с налоговым "раем" и загоняет страны ЦВЕ в налоговое "пекло"

ЕС борется с налоговым "раем" и загоняет страны ЦВЕ в налоговое "пекло"

В Вильнюсе состоялась международная конференция под названием "Налоговая конкуренция и конкурентоспособность. 10 лет опыта и выводы на будущее". Активное участие в дискуссиях видных экономистов, представителей органов госуправления и ученых из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, России, а также представителей структур ЕС и американских научных центров показало, что налоги еще долго останутся горячей темой для Европы.

Кнут и пряник европейской налоговой системы

В начале 90-х литовские политики, равно как и их соседи из Балтийских государств и стран ЦВЕ, смотрели на Европейский союз как на воплощение светлых идеалов рыночной экономики, равной конкуренции и открытой торговли. Переговоры по выполнению требований по асquis соmmunitаirе, изложенных в 31 главе, вернули либеральных романтиков на землю. Все чаще зазвучали разочарованные голоса: "Зачем было бороться против одного союза, чтобы затем вступить во второй"? Незадолго до исторического решения о расширении ЕС активизировались немецкие и французские лобби. Они хотят лишить новых членов ЕС права налагать вето на налоговое законодательство союза как по косвенным, так и по прямым налогам.

Для 10 стран-кандидатов это означало бы резкое увеличение налоговых ставок. Если решение будет принято, то налоговая гармонизация будет означать для большинства стран-аппликантов консервацию многочисленных мини- и макрокризисов, высокую безработицу и значительную потерю конкурентоспособности.

Сегодня налоговая нагрузка в Литве составляет 29,4% ВВП, в Латвии и Эстонии -- 35 и 37% соответственно. В ЕС же налоги составляют 43% ВВП. Германия, Франция и Италия боятся налоговой конкуренции с новой "десяткой" стран и предпринимают интенсивные попытки положить ей конец. У них уже есть подобный опыт в отношении Ирландии. На протяжении 20 лет эта страна имела меньшую налоговую нагрузку и более простую административную систему. В результате постоянной подпитки из бюджета ЕС она быстро стала европейским "тигром". Под давлением Брюсселя Ирландия вынуждена адаптировать свое налоговое законодательство к ЕС. Опасность заката очередного экономического "чуда" заметно увеличилась. В Евросоюзе каждая страна обязана иметь минимальную ставку НДС в размере 15%. Поэтому либеральный Люксембург со ставкой 12% уже практически сдался. Отношение к новичкам союза будет еще более жестким. В качестве "пряника" будут предлагаться деньги из десятков реструктуризационных фондов.

Без права на успех

За последние 20 лет европейская бюрократия стала большой, дорогой и неповоротливой.

Могущество государства можно оценить по следующим данным. В начале ХХI века страны ОЭСР (они производят около 90% мирового ВВП) собирали более 8 трлн.USD налогов, что эквивалентно 37,2% ВВП данных стран. Это рекордно высокий показатель за всю экономическую историю. Сами эксперты ОЭСР отмечали "продолжающийся тренд роста налоговой нагрузки: с 29% ВВП в 1970 году до 33% в 1980 и 36% в 1990 году".

Именно на этом уровне хотят зафиксировать налоговую нагрузку чиновники из ЕС. О последствиях такой политики заявил советник президента РФ А.Илларионов: "При прочих равных условиях повышение удельного веса государственных расходов в ВВП на один процентный пункт в странах ОЭСР в последние четыре десятилетия сопровождалось снижением среднегодовых темпов прироста ВВП приблизительно на 0,1%". Странам ЦВЕ же грозит консервация безработицы на уровне 15%, темпов экономического роста 1--3% и мучительная дорога до уровня стран ЕС со средним доходом в 40--50 лет. Более того, правительства вынудят свои национальные компании либо удирать в оффшоры, либо переходить в теневую экономику.

По оценке МВФ, французские налогоплательщики спасают свои доходы в "серой" сфере, достигающей 17% ВВП. При налоговой нагрузке 45,5% ВВП это вполне понятно. В Италии, Дании и Германии с предельными ставками подоходного налога 51, 59 и 59% соответственно имеют размер уклонений от налогов 27%, 25 и 17%. В Швеции "серая" экономика оценивается в 20% ВВП. Это яркие примеры налогового восстания бизнеса против большого государства. Десятки тысяч предпринимателей "голосуют" против высоких налогов ногами. Более 150 тысяч французов живут в Англии, где ниже ставки подоходного налога. В последние 15 лет туда же перебрались тысячи новых высокотехнологичных французских компаний.

Отметим, что предельные ставки подоходного налога с физических лиц в странах ОЭСР в 2000 году варьировались в диапазоне от 31% в Швейцарии до 59% -- в Германии. В Японии такая ставка составляет 50%, Бельгии -- 58%, Британии -- 40%, США -- 42%. При этом средняя ставка предельного подоходного налога по странам ОЭСР составила в 2000 году 47%. Диапазон колебаний предельных ставок подоходного налога с юридических лиц в 2002 году значительно шире: от 16% в Ирландии до 42% в Японии. В Испании такая ставка составляет 18%, в Швейцарии -- 24,5%, в Швеции -- 28%, в Британии -- 30%, в США -- 40%. Средний показатель по ОЭСР равен 31,4%.

Да здравствует налоговая конкуренция

ЕС и ОЭСР начали активную борьбу с так называемыми "вредными налоговыми практиками". Первыми под удар попали страны, имеющие оффшорные зоны, которые привлекают сбережения и инвестиции отсутствием налогов на дивиденды и процентные доходы и низкими подоходными налогами. Но этот накат похож на борьбу с ветряными мельницами. Все ведущие корпорации, входящие в список Fоrtunе-5000, имеют счета в оффшорах.

Ряд крупных американских ТНК зарегистрированы в штате Делавер, который отличается низкими налогами. Как бы ни старались комиссары Евросоюза надеть на страны налоговую удавку, капитал все равно найдет укрытие в Швейцарии, Монако или графстве Лихтенштейн. Зачем далеко ходить? По мнению Карины Худенко из российского представительства РriсеwаtеrhоusеСоореrs, в России с самой низкой в мире ставкой подоходного налога (13%) за два года ее действия резко увеличилось количество заявок от богатых иностранцев, которые хотят стать налоговыми резидентами в этой стране. Если Германия и Франция реализуют свои налоговые планы, Литва, Латвия, Эстония и Польша будут лишены возможности конкурировать за привилегию быть страной для хранения сбережений богатых людей как из своих стран, так и всего остального мира.

Парадоксально, но Беларусь в этом контексте сохраняет пока уникальную возможность включиться в налоговую конкуренцию с ЕС. Наша страна застряла на старте реформ, потеряла доверие инвесторов и предпринимателей. Но надо понимать, что ЕС не сможет в долгосрочной перспективе удерживать такую высокую налоговую нагрузку, поскольку она гарантирует ему стагнацию и однозначное поражение в борьбе с другими регионами мира за технологии, инвестиции и мозги. Беларусь имеет окно возможностей для проведения радикальной налоговой реформы продолжительностью лет в пять -- семь.