Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Мнения
04.08.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоги vs бизнес: когда принципы станут реальностью

Cтимулировать развитие предпринимательства в стране надо за счет уменьшения налоговой нагрузки и реализации основных принципов эффективноcти налоговой системы, считает директор центра поддержки предпринимательства Леонид ШУР.

Например, отказаться от применения повышающих коэффициентов 2,5 к ставке земельного налога необходимо, поскольку это значительно увеличивает налоговое бремя для бизнеса в условиях относительно низкого платежеспособного спроса. В ответ чиновники заявляют, что для уменьшения налогов потребуется сокращение расходной части бюджета, что недопустимо. Но пора понять, что рост ставок налогов вовсе не способствует лучшему наполнению бюджета. В теории и практике налогообложения давно доказано, какие последствия могут иметь изменения, направленные на увеличение налоговой нагрузки. К примеру, кривая Лаф­фера наглядно демонстрирует, что рост ставки налога первоначально действительно увеличивает бюджетные доходы, но, достигнув определенного уровня, приводит к их существенному сокращению.

Не будем касаться чрезмерного, по мнению делового сообщества, роста государственных расходов. Но именно он заставляет власти изыскивать разные способы собрать с предпринимателей побольше денег. При этом декларировавшаяся дебюрократизация так и не произошла, запрет на налоговые нововведения хотя бы на 2 года существует лишь на словах, а нормативно-правовые акты, направленные на изменение условий ведения предпринимательской деятельности, которые, кстати, обещали принять еще в мае, не появились до сих пор.

Вместо реальных мер, необходимых для улучшения биз­нес-климата, появляются кос­метические. Например, планируется ввести институт налоговых консультантов, еще более обременяющий фискальную процедуру. Нам говорят о про­грессивности электронных сер­висов для уплаты налогов, но они влекут для предпринимателей дополнительные рас­ходы на налоговое администрирование в условиях и так достаточно сложной экономической ситуации.

Надо все-таки разобраться со штрафами и доходами от реализации конфискованного имущества, которые играют необоснованно большую роль как источники доходов бюджетов разных уровней. Такое положение демотивирует создание и развитие бизнеса в Беларуси. Об этом наглядно свидетельствует статистика регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования последних лет. Наказания должны быть адекватны размерам нанесенного государству ущерба.

Некоторые платежи фор­маль­но не считаются налогами, но являются таковыми по сути. Скажем, рекламная кампания о необходимости платить налоги тоже ведется за счет налогоплательщиков. Что дают рек­ламные щиты на улицах с разъяснением, что такое налоги и куда они идут? Кстати, порой смысл многих слоганов очень неоднозначен. Например: «налоги – основа процветания нашей страны» или «налоги – это наше искусство, здравоохранение, образование» и т.д. То есть налоги – это наше все? Между тем коммерциализация многих социальных отраслей, того же образования и здравоохранения, уже практически зашкаливает.

Еще один вопрос: разъяснения по налоговым платежам в издаваемом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» журнале. Получается, что через подписку на него мы платим за разъяснения о том, как выполнять свои налоговые обязательства.

Еще со времен Адама Смита известны основные принципы создания эффективной налоговой системы: простота, равенство, нейтральность и справедливость. Эти классические постулаты легко трансформируются в рекомендации и кейсы, предлагаемые бизнес-сообществом.

Для простоты налоговой системы целесообразно отменить понятие «экономически обоснованные затраты». Равенство поможет увеличить приток налогов в местные бюд­жеты и уменьшить в республиканский, который частично перераспределяется сверху. Нейтральность означает одинаковые стандарты для всех категорий налогоплательщиков. А по поводу справедливости не могу не привести забавный случай. Программист получил хорошее вознаграждение и за­платил с него подоходный налог. Затем решил оказать помощь другу, который был вынужден декларировать такой доход и уплатить с него подоходный налог, а поскольку он был еще и безработным, заплатил сбор на финансирование государственных расходов. Лег­ко подсчитать, сколько раз была обложена налогом одна и та же сумма.

Функции налогов можно «раз­ложить» по матрице ШУРА – методике, позволяющей упаковать сложную информацию в легкую форму квадрата и сделать правильные выводы.

Контролируюшая – соответствие законодательству

Фискальная – обеспечение государства

Регулирующая – решение определенных задач

Стимулирующая – не льготы, а невысокая налоговая нагрузка

Соглашусь с председателем Белорусского союза предпринимателей Александром Калининым (см. «ЭГ» № 51, с. 1), что основная функция налогов вовсе не фискальная, хотя именно на нее сейчас делается упор в отечественной налоговой политике, а давать воз­можности для самореализации людям.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by