На рынке юруслуг изменится ландшафт

С 1 октября 2024 г. физлица не смогут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей для оказания юридических услуг, а с 2026 г. действующие ИП утратят такую возможность. Как грядущие изменения повлияют на рынок юридических услуг и какие тенденции там наблюдаются сейчас?
Юридические услуги, как известно, летом были исключены из перечня разрешенных видов деятельности для индивидуальных предпринимателей. Соответственно, новые ИП уже не смогут на следующей неделе зарегистрироваться для оказания юруслуг, а все действующие предприниматели должны будут прекратить оказывать такие услуги в конце 2025 г.
Традиционно юридическими услугами пользуются многие представители корпоративного сектора, поэтому бизнесу важно отслеживать изменения на этом рынке.
«ЭГ» попросила экспертов оценить текущую ситуацию на рынке юридических услуг, рассказать о наблюдаемых тенденциях, а также поделиться мнением о том, как с учетом принятых государством решений изменится ландшафт рынка.
Александр Антонов, советник REVERA Belarus:

– Рынок юридических услуг в Беларуси является неоднородным и условно может быть разделен на два сегмента. Первый – компании и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на сопровождении деятельности малого бизнеса и ИП. Второй – компании, специализирующиеся на сопровождении среднего, крупного, иностранного бизнеса.
Согласно последним официальным данным, в стране насчитывается 146 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на оказание юридических услуг, и 92 организации. Субъективно ко второму сектору компаний я бы отнес только около десятка фирм.
Подходы к работе компаний из первого и второго сегментов существенно разнятся. Как правило, юристы компаний первой группы не имеют узкой специализации, клиенты к ним обращаются при отсутствии штатных юристов на условиях месячного абонентского обслуживания. Соответственно, стоимость такого обслуживания зачастую меньше затрат на содержание внутреннего юриста.
Юристы компаний второй группы имеют узкие специализации и решают, как правило, более конкретные и проблемные задачи, чем ежедневное юридическое сопровождение. В качестве клиентов к ним обращаются сами штатные юристы, когда есть необходимость либо в узкой специализации, либо в решении сложного многоуровневого вопроса (например, строительство или M&A сделка).
Стоимость услуг компаний второй группы существенно выше и, как правило, формируется исходя из стоимости одного часа работы юриста, а не на основании месячного тарифа.
Соответственно, история с запретом на оказание юридических услуг для ИП с 2026 г. по-разному повлияет на вышеназванные группы. Наша компания, как представитель второй группы, не ожидает для себя изменений, связанных со вступлением в силу рассматриваемого запрета, поскольку мы фактически не конкурируем с компаниями и ИП первой группы.
Компании второй группы скорее почувствовали изменение конкурентного поля с введением с 2023 г. аттестационного экзамена, когда обязательным условием оказания юридических услуг стало их оказание только юристами, имеющими свидетельство об аттестации лица, оказывающего юруслуги.
По состоянию на 22 августа 2024 г. такое свидетельство в Беларуси имел 361 юрист. Соответственно, крупные юридические компании заинтересованы в увеличении количества аттестованных юристов в штате, поскольку, например, в условиях тендеров это становится конкурентным преимуществом.
Изменения повлияют в большой степени на компании и ИП первого сегмента. Предполагаю, что многие предприниматели будут кооперироваться и создавать юридические лица для оказания услуг. В целом это может положительно повлиять на качество оказываемых услуг, ведь при совместной деятельности проще внедрять механизмы контроля качества (например, правило вычитки консультаций минимум двумя юристами), инструменты обмена опытом и повышения квалификации.
Для лиц, предпочитающих самостоятельность, сохраняется возможность сдать квалификационный экзамен для соискателей лицензии на осуществление адвокатской деятельности и начать осуществлять адвокатскую деятельность без создания юридического лица в рамках юридических консультаций.
Подытоживая, отмечу: изменения сегодня, вероятно, неприятны для 146 индивидуальных предпринимателей, оказывающих юруслуги, т.к. требуют от них совершения определенных организационно-структурных трансформаций. Но это не будет иметь глобального негативного влияния для заказчиков на рынке юруслуг.
Дмитрий Зикрацкий, руководитель юридической практики B1 Belarus:
– Изменение ландшафта рынка юридических услуг де-факто началось в 2023 г., когда вступили в силу нормы законодательства о лицензировании, и всем юристам, намеревавшимся оказывать юруслуги, необходимо было сдавать экзамен в Министерстве юстиции на право оказания таких услуг. В итоге количество индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии, уменьшилось почти в 10 раз: с 1267 в начале 2023 г. до 146 на сегодняшний момент.
Второй аспект, о котором необходимо сказать, – фактическое трудоустройство. Подавляющее большинство из действующих ИП-лицензиатов трудоустроены в организациях, и только малая их часть фактически оказывает юридические услуги сугубо в статусе ИП.
Соответственно, исключение юридических услуг из перечня видов деятельности, доступных для ИП, во многом формализует уже сложившуюся ситуацию на рынке юридических услуг.
Дмитрий Зикрацкий
Что касается интересов потребителей, то требования к оказанию юруслуг у бизнеса существенно возросли с развитием информационных технологий, с одной стороны, и повышающейся сложностью – с другой.
В юридических базах данных существует не только огромное количество шаблонов договоров, но и «готовых решений» – подборок нормативных актов, комментариев и образцов документов для различных ситуаций. Поэтому в настоящий момент юруслуги – это уже далеко не просто составить документ или сказать «законно или незаконно».
В одних случаях речь идет о консультации, но с учетом знания еще и аспектов налогообложения, бухучета финансирования или иностранного законодательства, а зачастую еще и специфических знаний отрасли клиента, что сложно реализовать без дополнительного контроля качества.
В других – это проектная работа, когда юридическая фирма берет на себя координацию всего комплекса действий и не только готовит документы, но и, в первую очередь, координирует работу как различных служб клиента (бухгалтерии, внутренних юристов, финансистов), так и внешних подрядчиков (оценщиков, переводчиков, нотариусов), участвует в переговорах.
В итоге заказчик получает комплексный результат – проект, реализованный командой юристов и вовлеченных экспертов.
В текущей ситуации индивидуальный юрист может либо специализироваться в узкой сфере (например, миграционное законодательство, аттестация в строительстве, ведение кадрового учета), либо выполнять административные процедуры или сопровождать одного или нескольких постоянных клиентов, по сути, выполняя работу штатного юриста.
Николай Лазаренко, юрист, индивидуальный предприниматель:

Николай Лазаренко
– Основные клиенты юристов – индивидуальных предпринимателей – субъекты хозяйствования, которым в силу тех или иных обстоятельств штатный юрист не нужен, поэтому за разовыми услугами они обращаются к ИП.
Иногда клиенты просят подготовить документы, которые нужны им для постоянной работы, иногда обращаются за консультациями.
Считаю, что польза от работы юристов в статусе ИП реально существует, особенно в регионах. Например, рынок юридических услуг в Бобруйске весьма небольшой, и именно ИП часто закрывают потребности клиентов в таких услугах.
Поскольку спрос на юруслуги нерегулярный, для получения постоянного и достойного дохода индивидуальные предприниматели работают в т.ч. и по трудовым договорам.
Цены на рынке юридических услуг однозначно имеют значение для заказчиков таких услуг. Поскольку стоимость консультаций индивидуальных предпринимателей ниже, чем в юрфирмах, иногда к ИП обращаются за услугами даже столичные компании.
Учитывая сказанное, жаль, что все индивидуальные предприниматели не смогут оказывать юридические услуги в этом статусе с 2026 г., а новые ИП не смогут ими заниматься уже с 1 октября 2024 г.
Многие индивидуальные предприниматели, работающие в т.ч. по трудовым договорам, в связи с объявленными изменениями фактически лишатся подработки. К чему это приведет?
Заказчикам юруслуг, очевидно, придется пользоваться услугами юридических фирм, которые часто дороже, чем у ИП, либо вообще отказаться от таких услуг. Кстати, в регионах нередко наниматели возлагают юридическую работу (в части, например, подготовку договоров) на бухгалтеров, что вряд ли обеспечивает надлежащее качество таких документов.
С учетом запланированных изменений индивидуальные предприниматели, скорее всего, станут по совместительству работать в нескольких компаниях.
Теоретически, конечно, ИП могут объединяться и создавать юрфирму, в штате которой согласно законодательству должно быть не менее двух аттестованных юристов. Минус этого варианта в том, что содержание юрлица потребует дополнительных затрат. И в этих затратах не всегда есть смысл, особенно в регионах, где спрос на юридические услуги по определению ниже, чем в столице.