Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На мясном рынке новые тренды и возможен ценовой потолок

Фото: freepik.com

Спрос на мясную продукцию меняется, появляются новые ниши для работы производителей. Возможно, в этой сфере усилится ценовое регулирование. Все это означает, что участники рынка должны уметь адаптироваться к новым условиям хозяйствования.

Структура потребления мяса меняется

В товарной структуре розничного товарооборота продовольственных товаров мясо и мясные продукты являются лидерами, их доля составляет почти 9%. В год объем реализации мяса и мясных продуктов оценивается в 6 млрд руб., т.е. этот рынок весьма велик по белорусским меркам.

Тенденции, наблюдающиеся в данной отрасли, рассматривались на международном форуме «Беларусь мясная», организатором которого выступила медиакомпания Продукт.by.

nemelaynova (1).png
         Нина Емельянова

Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова констатировала, что ежегодно в стране производится около 1,3 млн т мяса и мясных продуктов, что на треть превышает объем потребления на внутреннем рынке.

Благодаря этому существуют возможности для поставок такой продукции на внешние рынки сбыта. Из произведенных в 2023 г. объемов говядины экспортировано 53%, мяса птицы – 46%.

При этом мясо и мясные продукты весьма популярны и среди белорусских потребителей. В РБ уже на протяжении многих лет ежегодно потребляется 98–99 кг мяса и мясных продуктов на душу населения (при норме потребления, рекомендованной Минздравом, 76 кг).

Показательно, что структура потребления мясной продукции на белорусском рынке меняется.

«В структуре продаж наблюдается снижение реализации чистого мяса. Говядины в 2023 г. по отношению к 2022 г. реализовано на 23,2% меньше, свинины – на 4,6% меньше и мяса птицы на 5,6% меньше», – сообщила Н. Емельянова.

В то же время в прошлом году был зафиксирован рост продаж мясных субпродуктов на 10%, а также готовых мясных продуктов на 4%.

Согласно официальным данным, в Беларуси производится порядка 1200 видов мясной продукции, в т.ч. 800 видов колбасных изделий, около 250 видов полуфабрикатов и свыше 150 видов консервов.

По оценке МАРТ, магазины предлагают покупателям широчайший ассортимент мясной продукции. Так, в крупных торговых объектах на постоянной основе представлено не менее 50 разновидностей мяса и полуфабрикатов из мяса, колбасных изделий – 150, копченостей – более 15.

Новые возможности и вызовы

Обращаясь к участникам форума, замминистра обратила внимание, что в силу меняющегося поведения потребителей открываются новые возможности для производителей мясной продукции.

«Сегодня наши женщины работают наравне с мужчинами и с удовольствием приобретают мясные полуфабрикаты, чтобы не тратить свое время на приготовление пищи, а больше все-таки предпочитает покупать либо готовую продукцию, либо полуфабрикаты», – констатировала Н. Емельянова.

Кроме того, добавила она, сейчас в стране достаточно много людей, которые придерживаются принципов здорового питания, «и в этом направлении производителям также необходимо работать».

Еще одну возможность для производителей МАРТ видит в импортозамещении, точнее, в замещении продукции, которая в силу санкционных ограничений ушла с белорусского рынка.

К настоящему времени, по оценке министерства, белорусские производители заняли освободившуюся нишу на внутреннем рынке сыров и мясных продуктов. Так, в Беларуси освоено производство мясных деликатесов, которые ранее импортировались из ЕС.

Вместе с тем, отмечает регулятор, не в полном объеме удовлетворяется покупательский спрос на сыровяленые и сырокопченые колбасные изделия и копчености сервировочной нарезки. Кроме того, ограничено предложение бекона, сала соленого, полуфабрикатов высокой степени готовности.

По оценке министерства, перспективным направлением является производство снековой продукции с мясом. Еще одно интересное направление, которое пока не получило развитие, – производство так называемой мраморной говядины. К настоящему времени, констатируют власти, эта тема не нашла своего отражения на прилавках белорусских магазинов.

Наряду с возможностями участникам мясной отрасли стоит обратить внимание и на определенные вызовы, которые, вероятно, возникнут в связи с усилением ценового регулирования.

В высокой степени готовности находится Программа действий правительства и Комитета госконтроля по стабилизации цен. Документ содержит нормы, направленные на максимальное обеспечение населения продуктами питания, отметила Н. Емельянова.

В частности, программа предусмат­ривает ограничения на повышение цен для производителей сельхозпродукции, в т.ч. реализуемой в рамках госзаказа.

«Выполнить данную задачу невозможно, если не принять мер по снижению затрат по всей цепочке производства», – подчеркнула Н. Емель­янова.

В этой связи замминистра призвала производителей «к снижению затрат и, таким образом, к снижению себестоимости производимой продукции». В министерстве считают, что резервы для снижения затрат у белорусских производителей существуют.

Что касается права участников рынка повышать цены в условиях действия постановления Совмина от 19.10 2022 № 713 «О системе регулирования цен», то МАРТ такую возможность допускает, но при одном условии.

«Если есть какие-то предложения у наших производителей, мы готовы их рассмотреть, но обязательно должно быть экономическое обоснование», – подчеркнула Н. Емельянова.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений