Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №54(2748) от 23.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1467
EUR:
3.4177
RUB:
3.584
Золото:
242.07
Серебро:
2.94
Платина:
95.91
Палладий:
91.15
Назад
Компании и рынки
18.08.2023 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На белорусском авторынке доминируют китайские бренды

Фото: freepik.com

В 2023 г. дилерские продажи новых автомобилей стали расти после глубокой просадки рынка в прошлом году. Как ситуация будет развиваться дальше и какие тенденции наблюдаются на рынке сейчас?

На эти и другие вопросы в интервью «ЭГ» ответил председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода.

smvarivoda_.jpg
        Сергей Варивода

– Автомобильный рынок весной 2023 г. оттолкнулся от низких значений, и продажи стали расти по сравнению с аналогичным периодом прош­лого года. Благодаря чему это произошло? Реализовался неудовлетворенный спрос?

– Рынок новых легковых автомобилей в прош­лом году попал в «идеальный шторм», когда негативное влияние на уровень продаж оказывали факторы как со стороны спроса, так и предложения.

В текущем году ситуация улучшается. Растет объем производства китайских автомобилей Geely под Борисовом, импортеры налаживают поставки автомобилей новых марок из-за рубежа. И что существенно, предложение растет на фоне стабилизации цен на легковые авто-мобили.

При этом рост реальных доходов населения, улучшение условий и увеличение объема автокредитования вкупе с реализацией эффекта отложенного спроса дали новый импульс развитию рынка.

Конечно же, следует отметить, что высокая динамика роста во многом определяется низкой базой сравнения к соответствующему периоду прошлого года.

– В 2023 г. около 80% официальных продаж новых автомобилей приходится на Geely и другие китайские бренды. Чем это обусловлено и есть ли альтернативы?

– Замещение китайскими автомобильными марками легковых автомобилей западных, японских, корейских автопроизводителей осуществляется под воздействием восстанавливающегося спроса на рынке. Как говорится, свято место пусто не бывает. Не привезут дилеры китайские автомобили, покупатели ринутся к «перекупам».

Доминирование Geely обеспечивается как кратно возросшими поставками, так и по-прежнему привлекательными ценами и очень выгодными условиями кредита и лизинга.

Ну и, конечно, решение задачи пересадить чиновников на отечественный автомобиль, которая недавно в очередной раз формализована в нормах Указа от 26.06.2023 № 191 «Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств», дает существенный прирост продаж в дилерской сети СЗАО «БелДжи».

– Как вы оцениваете перспективы будущих продаж европейских брендов, ранее широко у нас представленных?

– Я оптимист. Хотелось бы надеяться, что все ранее представленные на белорусском автомобильном рынке бренды официально вернутся в страну. Сколько бы мы ни говорили о текущей экспансии китайских марок, но предпочтения и вкусы белорусов десятилетиями формировались с учетом сильного влияния автомобильных рынков Европы, Японии, Южной Кореи.

– В прошлом году в стране наблюдался массовый неорганизованный ввоз автомобилей физлицами. Продолжает ли данный фактор в 2023 г. оказывать существенное влияние на объем продаж автомобилей?

– Автомобильная ассоциация «БАА» не имеет доступа к данным о «неорганизованном ввозе». Автодилеры могут судить о его масштабах лишь по косвенным признакам.

По нашим оценкам, если 5 лет назад доля дилерских продаж составляла около двух третей от совокупного импорта, то сейчас дилерские продажи вряд ли превышают и пятую часть первичного рынка.

– Какие тенденции в текущем году вы наблюдаете в сегменте коммерческого автотранспорта, спрос на который предъявляют субъекты хозяйствования?

– Мы отмечаем устойчивый рост спроса, за которым не всегда поспевает предложение. Положительная динамика спроса в сегменте коммерческого автотранспорта обеспечена высокой динамикой восстановления экономики в текущем году.

А лидеры пока прежние. В сегменте легкого коммерческого транспорта доминируют российские автопроизводители ГАЗ и УАЗ. Но потихоньку растет и доля китайских марок, которые пока осваиваются в сегменте большегрузных транспортных средств и самоходных машин.

– Эксперты БАА ожидают приход новых игроков и появление новые моделей на авторынке до конца года. Какие тенденции, по вашему мнению, будут доминировать на авторынке? Будет ли расти доля китайских брендов?

– Дилерский рынок по-прежнему будет показывать положительную динамику. Автодилерам удастся превзойти показатели продаж 2022 г.

Доля китайских марок еще немного подрастет и упрется в естественный потолок потенциального спроса на автомобили одной страны.

Внутри сегмента китайских автомобилей понемногу будет размываться доля Geely, начнется рост марочного и модельного предложения от иных автопроизводителей. Лучшую динамику роста мы увидим в сегменте дилерских продаж электромобилей и автомобилей с гибридной силовой установкой.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by