Можно ли заменить взыскателя из «недружественного» государства
Фото: freepik.com
В апреле 2022 г. было принято решение о приостановлении исполнения в пользу резидентов «недружественных» государств. В настоящий момент такие исполнительные действия не осуществляются. Возможна ли в такой ситуации замена «недружественного» взыскателя на другое лицо?
Каких взыскателей оставили без денег
Перечень оснований для приостановления исполнительного производства определен ст. 49 Закона от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон). Данный перечень является открытым: в нем указано, что приостановление возможно и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Указом от 07.04.2022 № 137 «Об исполнительных документах» (далее – Указ № 137) с 10.04.2022 было приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных (вынесенных) в пользу резидентов иностранных государств, совершающих в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц недружественные действия. Срок такого приостановления не регламентирован.
Таким образом, в настоящий момент исполнительные действия в пользу взыскателей, зарегистрированных в «недружественных» странах, не производятся.
Справочно: перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических лиц и граждан, определен постановлением Совмина от 06.04.2022 № 209.
При этом исходя из ч. 2 ст. 51 Закона приостановленное исполнительное производство может быть возобновлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, в частности, при наличии оснований для рассмотрения вопроса о замене стороны исполнительного производства.
Подчеркнем, что Указ № 137 распространяется на взыскателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не касается взыскателей – физических лиц из «недружественных» государств, а также взыскателей (независимо от правового статуса), являющихся резидентами других стран.
В теории это предполагает, что при замене «недружественного» взыскателя на иное лицо ограничения, установленные Указом № 137, действовать не будут. Но так ли это на практике?
Следует пояснить, что уступка требования (цессия) может произойти на одном из трех этапов:
– до возбуждения производства по делу в суде;
– в ходе рассмотрения дела в суде;
– на стадии принудительного исполнения.
Ответ на вопрос о возможности замены взыскателя в результате цессии на последнем этапе недавно дала судебная практика.
Суд: замена взыскателя противоречит целям Указа № 137
На основании судебного приказа экономического суда отделом принудительного исполнения (далее – ОПИ) в 2021 г. было возбуждено исполнительное производство о взыскании с белорусского должника в пользу взыскателя – резидента Латвии задолженности на сумму около полумиллиона долларов. После вступления в силу Указа № 137 исполнительное производство приостановлено.
Взыскатель подал заявление о замене стороны исполнительного производства на нового взыскателя – резидента РФ, приложив в качестве обоснования копию договора цессии. Должностные лица ОПИ в такой замене отказали. Взыскатель пошел в суд.
Решением экономического суда, оставленным в силе апелляционной инстанцией, взыскателю отказано в удовлетворении жалоб на постановления судебного исполнителя о приостановлении исполнительного производства и об отказе в замене стороны.
Суды первой и второй инстанций исходили из того, что возобновление исполнительного производства, приостановленного согласно требованиям Указа № 137, и замена взыскателя не будут соответствовать целям и задачам, для достижения которых был принят этот нормативный акт.
При кассационном обжаловании взыскатель сослался на то, что суды не учли: нормы Указа № 137 не регулируют вопросы уступки требования и замены стороны исполнительного производства. Кроме того, договор цессии заключен и сообщение о замене стороны направлено судебному исполнителю до вступления в силу этого Указа.
Точку в вопросе замены «недружественного» взыскателя поставил Верховный Суд. Кассационная инстанция признала выводы нижестоящих судов правильными, поскольку на момент поступления заявления взыскателя о замене стороны обстоятельства, послужившие основанием для приостановления исполнительного производства, не отпали (постановление по делу № 156Сж222 на портале
court.gov.by).
Когда есть шанс на замену стороны
Таким образом, цессия на стадии принудительного исполнения с целью обойти предписания Указа № 137 не может быть проведена.
Суды посчитали, что уступка требования первоначальным взыскателем из «недружественного» государства другому лицу не является основанием для возобновления исполнительного производства и замены взыскателя. По мнению судов, такие действия противоречат целям принятия Указа № 137.
Представляется, что аналогичный исход будет иметь попытка замены «недружественного» взыскателя на стадии рассмотрения дела в суде.
Дискуссионным является вопрос о том, реально ли заменить взыскателя-нерезидента до обращения в суд. Однако на этой стадии сложно установить грань между умыслом обойти контрмеры, введенные Указом № 137, и истинной волей сторон передать долг третьим лицам в счет исполнения какого-либо обязательства.
Полагаем, что такой вариант цессии возможен, а иски (заявления о выдаче судебного приказа) новых взыскателей имеют шансы на удовлетворение с последующим началом принудительного исполнения.