Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС решило избавить бухгалтеров от подготовки новых отчетов. Но сдавать их все равно надо. Кто сделает это вместо людей?

А можно как-нибудь не готовить с 2019 г. эту новую форму по доходам физических лиц для ИМНС (см. «Кто и зачем должен собирать базу данных о доходах граждан?» № 60 за 14.08.2018 г.)? Бухгалтеры ведь и так работой перегружены сверх всякой разумной меры. МНС решило пойти навстречу этому пожеланию и снять с них львиную долю неблагодарного труда. Пусть «дурную работу» делают компьютеры! Если не всю, то большую часть.

В связи с этим в МНС прошло совещание с участием ключевых фирм – разработчиков бухгалтерского программного обеспечения (ПО). Налоговое ведомство выясняло и объясняло, какие данные и в каком формате нужны, чтобы максимально избавить от чудовищного вала канцелярской работы людей.

Введение с 2019 г. новой формы отчетности по доходам физических лиц держит тысячи белорусских бухгалтеров в напряжении. Теоретически у каждого среднего и крупного работодателя объем отчетности увеличится очень сильно, практически вдвое. Очевидно, что разумно эту проблему решать не удвоением или утроением штата бухгалтерии, а автоматизацией процесса подготовки и сдачи новых отчетов. Но для этого разработчики ПО для ИМНС и налогоплательщиков должны объединить усилия. Об этом и шла речь на совещании.

«ЭГ» опросила ключевых со­трудников IT-компаний, бухгалтерским софтом и сайтами которых пользуются белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели (ИП). Среди них были как участники совещания в МНС, так и фирмы, которые туда приглашены не были.

И сами разработчики, и многие их клиенты уверены, что ситуация будет разрешена без «боль­шой крови» и сильных потрясений. Тем более что диалог с МНС всем готовым к этому удалось наладить без проблем.

Александр Адининский, коммерческий директор ООО «Хьюмен Систем», компании – разработчика собственных вер­сий ПО 1С, адаптированных под наше законодательство и очень распространенных в Беларуси:

– Я предполагаю, что интеграция продуктов 1С с новой системой отчетности по доходам физических лиц будет проходить легче, чем, например, шло введение электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) по НДС два года назад.

С одной стороны, у нас накоплен огромный опыт. С другой – в рамках совещания в МНС нам разъяснили все вопросы по планам ввода новых форм отчетности: технические требования, форматы данных в которых нужно передавать информацию на портал, ответили на конкретные вопросы. Технологии, которые используются, – современные и соответствуют решаемым задачам. Способ передачи данных предполагает защиту от несанкционированного доступа к ним через электронную циф­ровую подпись, которую большинство налогоплательщиков уже использует для сдачи отчетов и другого взаимодействия с МНС.

Мы видим, что ответственные лица со стороны Министерства проанализировали прошлый опыт (то же введение ЭСЧФ по НДС) и сейчас смотрят на создание единой базы доходов физических лиц с его учетом. Они стараются предусмотреть все варианты. В том числе МНС предлагает решение даже для тех, у кого нет своего компьютера: они могут непосредственно в налоговой инспекции ввести нужные данные в специальную программу. Такое отношение укрепляет нашу уверенность в успехе. Мы не видим никаких сложностей в том, чтобы автоматизировать работу бухгалтера по сдаче новой отчетности. И мы это сделаем!

Мы как коммерческая компания – разработчик бухгалтерского софта должны обеспечить пользователей необходимым функционалом. Это же не про­сто какая-то интересная «фишечка», а требование законодательства! И речь идет о тысячах субъектов хозяйствования, которые используют наш софт.

Государство хочет иметь базу для анализа и контроля всех доходов граждан страны и даже нерезидентов, которые здесь что-то зарабатывают. Желание понятное, а современные технологии позволяют это делать. В итоге у всех, кто имеет какие-либо неофициальные доходы, не отраженные в учет­ных системах, могут появиться определенные сложности со временем. Четко будет виден доход, который человек или его работодатель официально декларирует. Одновременно можно отследить многие рас­ходы и сопоставить эти цифры.

Анна Василевская, руководитель проекта «Заработная плата» и заместитель начальника отдела разработки ПО «Управление персоналом» на платформе «Атлантис» корпорации «Галактика» (ЗАО «ТОП СОФТ»), отметила, что их специалисты уже имеют успешный опыт реализации функционально и технически очень похожих проектов взаимодействия своего программного обеспечения с порталами налогового ведомства России и белорусского ФСЗН. Поэтому сотрудники корпорации были привлечены МНС в числе экспертов, предложения которых принимали к обсуждению и мнение которых учитывалось.

Понятно, что у профессионалов, которые такую задачу уже решали и успешно внедряли необходимые модули на круп­ных предприятиях, не может быть сомнений в возможности автоматизации еще одной формы отчетности.

Маргарита Новосельцева, учредитель онлайн-бухгалтерии Delai-Delo.BY и руководитель группы бухгалтерских компаний «Райкири»:

– Введение ежеквартальной отчетности по подоходному налогу – абсолютно логичное действие со стороны государства. Фактически МНС получает инструмент контроля дохода каждого гражданина со всех источников. А дальше уже можно анализировать и задавать вопросы.

Мы уже посмотрели само ПО для заполнения отчета, однако работу через портал для подачи отчетности еще не пробовали. Планируем все это протестировать в сентябре до ок­тябрьских отчетов. И сразу же запустить автоматизацию работы штатных бухгалтеров, создание необходимого функ­ционала для клиентов, ведущих учет в нашей онлайн-­бухгалтерии.

Надеюсь, государство пом­нит, что очень много организаций и ИП пользуются услугами бухгалтерских компаний и что софт надо адаптировать под нужды таких компаний.

Естественно, для нас, для бухгалтеров, это дополнительная работа. Буду готова прокомментировать, насколько увеличиться нагрузка в реальности в ноябре. Маловероятно, что придется нанимать нового человека. Цены на бух­галтерские услуги подрастут примерно так же, как в свое время при введении ЭСЧФ. То есть несильно. Автоматизация нас спасает!

Что касается сроков сдачи раз в квартал или в год. Все зависит от дат. Если, скажем, этот отчет надо будет подавать один раз в год до конца февраля–марта следующего года, то это оптимально. А если еже­квартально – желательны сроки до конца месяца, следующего за отчетным кварталом, а не до 20 числа.

Лично у меня вызывает улы­бку обоснование: «Во исполнение п. 5 Указа Президента от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» с целью расширения категорий граждан, предоставление которым безналичных жилищных субсидий производится ежеквартально на основе выявительного прин­ципа, МНС создана информационная система, предназначенная для формирования базы данных о доходах граждан».

Писали бы уже прямо: хотим контролировать доходы всех граждан. Это нормально.

Руслан Мурашко, директор ООО «РИО СОФТ», компании-разработчика решений на платформе 1С:

– Мне как руководителю организации придется этим заниматься. Конечно же, это дополнительные сложности: надо устанавливать новые программы, обучать людей. Поэтому как руководитель отношусь к этому негативно. Но как директор компании, которая занимается непосредственно разработкой и внедрением ПО, я понимаю, что поток заказчиков, скорее всего, вырастет, ведь необходимо будет внедрять новый функционал. И, конечно же, увеличение доходов компании меня огорчать никак не может.

Нам пока непонятно, как база данных должна будет выглядеть, какие данные будет необходимо вносить. Но сложного ничего нет. Если речь идет о типовых программах, которые считают заработную плату, так они же есть в любой компании. Возможно, там будет необходимо отражать какие-то дополнительные договоры. Например, аренду автомобилей у сотрудников или еще что-то похожее. То есть нужно будет указывать, что это не зарплата, а сотрудник получает еще какие-то доходы.

Важно составить хорошее техническое задание, в котором было бы указано, какие конкретно цифры, какие доходы должны туда вноситься. Тогда и по срокам внедрения этого функционала было бы ответить намного проще. Пока определенности нет, мы можем предположить, что автоматизация подготовки и сдачи новой отчетности займет от 1 до 3 месяцев.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by