Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Социум
14.08.2018 14 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №60 (2164) от 14.08.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто и зачем должен собирать базу данных о доходах граждан?

Фото: kp.by

Вопрос предоставления белорусскими пред­приятиями новой формы отчетности – данных о доходах физических лиц – стоит на повестке дня очень остро. На протяжении одного только текущего месяца он горячо обсуждался на заседании Республиканского клуба директоров, в Совете Республики; кроме того, представители заинтересованных ведомств организовывали для журналистов отдельные пресс-конференции.

На непростые вопросы журналистов, сенаторов, руководителей и бух­галтеров предприятий отвечали замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая, начальник Главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил Рассолько и зам­министра финансов Дмитрий Кийко.

«ЭГ» подводит итоги этих мероприятий, подавая ключевые факты в виде вопросов и ответов.

Итак, наниматели будут обязаны подавать информацию о доходах своих работников в налоговый орган по месту своего нахождения. Уже разработана база данных, которая должна учитывать все доходы работников. Пока предусматривается предоставление такой информации ежеквартально. Речь идет о всех доходах наемных работников. Такая информация должна будет предоставляться на постоянной основе ежеквартально уже с 2019 г. Бизнес-сообщество подняло вопрос о том, что для них это будет достаточно обременительно, поэтому государство предлагает компромисс: сдавать такую отчетность раз в полгода или раз в год.

Для чего нужна база дан­ных о доходах физических лиц?

Представители МНС говорят, что новая система создается вовсе не для полного налогового контроля над всеми доходами каждого гражданина. Проект запущен по поручению Президента для обеспечения малообеспеченных граждан жилищными субсидиями. И государство считает, что люди не должны собирать в этом случае справки – все необходимые данные будут в централизованной базе.

Таким образом, малообеспеченные белорусы, пенсионеры, инвалиды, нетрудоспособные лица получат такую субсидию, при этом им никуда обращаться не надо будет. Эти субсидии начисляются автоматически, люди просто видят, что коммунальный платеж уменьшен. Теоретически человек может и отказаться от такой помощи. На сегодняшний день этот механизм уже работает. Все расчеты ведутся исходя из той информации, что есть в ФСЗН. Но это неполные данные, которые не всегда дают реальную картину доходов конкретного человека. Поэтому и создается новая централизованная база.

Есть вариант, что все-таки на год еще оставить анализ на основании данных ФСЗН, а только потом переходить на выделение субсидии на основании информации налоговых органов. Такой вопрос еще обсуждается. Но это касается именно граждан, получающих субсидии. О сдвиге сроков сдачи отчетности для субъектов хозяйствования с 2019 г. никто не ведет речи.

Это точно не имеет отношения к налогам с граждан?

Никто не отрицает, что побочным эффектом проекта является единая фискальная база о доходах физлиц. Такие системы работают во многих других странах, в частности, в государствах Евросоюза. Там гражданин не подает отчет в налоговую инспекцию, а по итогам года соглашается (или не соглашается) с данными на интернет-портале госуслуг. Что-то похожее в перспективе вырисовывается и в Беларуси: люди не будут носить декларации о доходах в инспекции МНС, а взаимодействовать с фискальными органами через сайт, как это уже сделано во Франции или Эстонии.

Но ничего принципиально нового МНС через базу не узнает. Если налоговый орган имеет задачу узнать что-то о доходах граждан, он это и так узнает. Механизмов уже достаточно. Для граждан вся эта история пока ничего не меняет и никак их интересы не затрагивает.

Человек как-то может влиять на предоставление данных о себе? Если он продал квартиру или машину, то его работодатель дол­жен будет указать это в отчете?

Никаких обязательств у со­трудника нет, информация, которая будет поступать о доходах физического лица, будет аккумулироваться автоматически, без его участия. Наниматель будет подавать информацию в базу только о тех доходах, которые выплачивает этому лицу.

Если человек продал какое-то имущество или у него есть обязанность перед налоговыми органами, то в этом вопросе ничего не меняется. На сегодняшний день граждане РБ подают налоговую декларацию в нескольких случаях: если они продают более одного жилого помещения в течении 5 лет, либо более одного транспортного средства в течение одного года. Это обязанность как была, так и остается.

О том, что он продал какое-то имущество, либо получал какие-то доходы, человек не должен сообщать своему нанимателю. Субъекты хозяйствования обязаны будут предоставлять только информацию о зарплате и других выплатах, которые они начислили физическому лицу по любым договорам.

Практически такая же информация предоставляется в ФСЗН. Зачем тогда ее дублировать?

Законодательство, которое регулирует уплату страховых взносов ФСЗН и налогов, – это совершенно разные документы. Базы для начисления соцстраха и подоходного налога разные, льготы принципиально отличаются. Взносы по соцстраху, например, начисляются не более чем на 5-кратный размер средней заработной платы, все, что свыше не облагается ими, дивиденды не облагаются. Поэтому в ФСЗН наличествует неполная информация о доходах, которые надо учитывать при начислении тех же безналичных жилищных субсидий.

Какая нагрузка ложится на бизнес и других налогоплательщиков в связи с необходимостью предоставлять дополнительную информацию о своих сотрудниках в налоговую?

Всем понятно, что это повлечет дополнительное рабочее время бухгалтеров и расходы на доработку специального программного обеспечения. Представители МНС и других госорганов встречались с разработчиками бухгалтерского софта 1С и «Галактика», и проговаривали, что надо сделать, чтобы обеспечить автоматическую передачу данных, максимально облегчить интеграцию новой системы с существующими рабочими местами на предприятиях, облегчить труд вовлеченных в сдачу отчетности людей.

Отчеты нужно будет подавать через портал МНС. На сегодняшний день на сайте этого ведомства размещена тестовая программа и оно призывает субъекты хозяйствования, посмотрели высказывать свои замечания и предложения о возможности улучшения, упрощения этого ПО.

Что будет, если наниматель своевременно не подаст эти данные в налоговую? Какие за это предусмотрены наказания?

Это будет рассматриваться как непредоставление отчетности в ИМНС. Соответствующее наказание предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях.

Надо ли создавать два механизма? Быть может лучше создать одну унифицированную базу для ФСЗН и для налоговой?

Конечно, этот вопрос рассматривается, от такой концепции пока окончательно не отказались. Но вопрос начисления пенсий очень важен для каждого человека и для государства в целом. И «стыковка» баз несет риски потери или искажения данных. В ходе такой реформы кто-то мог бы незаслуженно остаться без пенсии, например. Риск этого не нулевой, к сожалению.

Подготовила Марина МАЦУЛЕВИЧ

 

Комментарии специалистов:

«ЭГ» спросила мнения нескольких практикующих бухгалтеров высокой квалификации о данном нововведении – предоставлении белорусскими предприятиями данных о доходах физических лиц. Готовы ли они к сдаче новой формы отчетности? Какие проблемы могут возникнуть?

Ирина МУДРАК, главный бухгалтер белорусского подразделения международной компании маркетинговых исследований ACNielsen:

– В целом я переживаю за то, чтобы налоговая не сделала проблемное программное обеспечение, как по подоходному налогу с иностранных граждан. Там вручную набивать все надо, просто скопировать данные туда невозможно. Хорошо, что у нас только пару иностранцев работает.

Но страха большого перед нововведением нет. Я ожидаю, что будет все-таки выгрузка данных из нашего софта в систему МНС. Если можно будет просто загрузить-выгрузить данные, то справимся.

Мы себе поставили лучшую программное обеспечение по начислению зарплаты в Беларуси – «1С:Зарплата и управление персоналом» от «Хьюмен Систем». Стоит дорого, но это просто «песня»! Разработчики хорошо себя проявили во время деноминации: и сам переход на новые рубли, и сдача отчетности ПУ-3 прошли прекрасно. Так что у меня большие надежды на них и в этом случае. 

Елена ИГНАТОВИЧ, главный бухгалтер и налоговый консультант ООО «ХЕЙМДАЛЛЬ»:

– Бизнес всегда мыслит категориями доходов и расходов, поэтому любая новая отчетность для него – это издержки. Малые организации и индивидуальные предприниматели ведут свой учет в книге доходов и расходов, а это значит, что у них нет бухгалтерского учета, т.е. нет и автоматизированной системы учета. Следовательно, новый отчет они будут заполнять вручную.

Средние предприятия и большой бизнес, конечно же, используют различные бухгалтерские и управленческие программы, но потребуется их доработка, чтобы корректно выгрузить данные о доходах по физическим лицам. В основном, новый отчет планируется подавать именно о заработной плате сотрудников, и, казалось бы, один раз за дополнительную плату доработанная система должна решить этот вопрос.

Но это отчет может стать реальной проблемой для организаций со сложной системой оплаты труда, так как отчет должен быть подан по видам начислений (которых нет в перечне отчета), а не по общей начисленной заработной плате конкретного работника. К тому же в организации могут быть различные системы оплаты труда для разных категорий работников, которые могут изменяться в течение года – а это дополнительные периодические затраты на доработку учетной системы.

Вместе с тем со стороны властей необходима система отчетности, которая позволила бы государственным органам и ведомствам получать информацию для осуществления своих функций. В частности, если речь идет об отчете по доходам физических лиц, то МНС сможет проводить камеральный контроль по начислению и перечислению подоходного налога или выявлять живущих не по средствам граждан. Ведь каждый гражданин обязан платить налоги – это объективный и неоспоримый факт. Но насколько я осведомлена из белорусских средств массовой информации, такие задачи перед МНС на сегодняшний день не стояли, возможно, это заготовка на будущее.

Для меня понятно, что отчету быть. Вопрос в его форме и периоде предоставления. Сегодня один раз в год организации подают похожую отчетность в органы социальной защиты населения, в которой отражают помесячный размер заработной платы каждого работника, на который начисляются взносы (в профессиональном сообществе данная отчетность называется ПУ-3).

И конечно, резонным является вопрос некоторых представителей бизнеса, почему в отчет ПУ-3 не добавить еще один столбец, например, «Всего начисленная заработная плата, BYN»?

Таким образом, если создаваемая база будет единой, у МНС появилась бы информация об общем ежегодной доходе гражданина, которая позволяла бы работать над выявлением граждан, живущих не по средствам, сопоставляя их доходы и расходы (а далее, при необходимости, применялся бы следующий механизм работы через декларацию о доходах и имуществе физического лица), другие органы могли бы адресно назначать социальную помощь или использовать данную информацию в своих целях.

Если цель данного отчета другая, например, камеральный контроль подоходного налога, то МНС также смогло бы информационно-разъяснительной работой достучаться до бизнес-сообщества, чтобы бизнес смог увидеть не только негативную сторону введения новой отчетности (дополнительное время и деньги), но и позитивную.

Что могло бы звучать привлекательно для предприятий? Что именно могло бы предложить государство налогоплательщикам, чтобы хоть отчасти компенсировать затраты на новую отчетность? Я бы предложила следующие варианты:

– в случае выявления ошибок в текущем году, например, вследствие неверного применения вычетов по подоходному налогу, организация может доплатить без штрафных санкций подоходный налог в бюджет, или

– при закрытии организации, отсутствие налоговой проверки подоходного налога, так как камеральный контроль по подоходному налогу будет осуществляться постоянно,

– отсутствие необходимости хранить некоторые документы по оплате труда 75 лет и сдавать их в архив (ведь будет электронная база) и пр.

Беседовал Александр ПЛЮСКОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by