Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Кадры
10.11.2021 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Министр труда и соцзащиты уточнила, когда наниматель обязан запрашивать характеристику на работника

Ирина Костевич. Фото: house.gov.by

Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич 09.11.2021 на заседании Палаты представителей представила Декрет от 12.10.2021 № 6, которым внесены изменения в Декрет от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», и, отвечая на вопросы депутатов, уточнила, в каких случаях наниматель обязан запрашивать характеристику на соискателя вакансий.

Министр напомнила, что Декретом от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) закреплен ряд действенных механизмов, направленных в т.ч. на совершенствование работы по подбору и расстановке руководящих кадров. В частности, предусмотрен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, установлен запрет на назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Совмина, местных исполнительных и распорядительных органов, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения. При назначении таких лиц в организации на руководящие должности необходимо согласование их кандидатур (в течение пяти лет после увольнения) с руководителями местных органов власти.

Нанимателю предоставлено право при приеме работника запрашивать характеристику на него с предыдущего места работы.

По словам министра, действующая норма Декрета № 5 в части регулирования приема на работу затрагивает незначительную часть работников, поскольку увольнение по дискредитирующим обстоятельствам не носит массовый характер. Трудоустройство осуществляется преимущественно на основании общих положений Трудового кодекса.

– Вместе с тем, события, имевшие место в 2020 году, показали необходимость принятия дополнительных мер, в т.ч. и законодательного плана, по недопущению проникновения в государственные органы и организации, деструктивно настроенных граждан, открыто выступающих против политического курса нашего государства, – сообщила министр.

В связи с этим Декретом № 6 от 12.10.2021 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6) предусмотрен ряд дополнительных механизмов, направленных на усиление ответственности как руководителей, так и работников – в первую очередь государственных органов, государственных организаций и организаций с долей собственности государства более 50%.

Так, устанавливается обязанность нанимателя при приеме на работу в государственные органы и организации запрашивать характеристику на работника с предыдущего места работы, а также из государственных организаций, являющихся местом его работы в течение предшествующих пяти лет.

В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них. Кроме того, в отношении кандидатов, назначаемых на руководящие должности, предусматривается обязанность нанимателя запрашивать сведения из единого государственного банка правонарушений.

Одновременно закрепляются требования к характеристике и срокам ее выдачи. Установлено, что характеристика является официальным документам, в котором должны быть отражены профессиональные, деловые, моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, совершение действий, противоречащих государственным или общественным интересам. При поступлении запроса она должна быть выдана в течение 7 календарных дней.

Для реализации этой нормы постановлением Совмина от 14.10.2021 № 585 (далее – постановление № 585) утверждена форма характеристики.

Нарушение установленного порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей. За указанные виновные деяния, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, должностные лица при наличии оснований будут нести ответственность в соответствии с Уголовным кодексом.

Таким образом, Декрет № 6 предоставил нанимателю действенные механизмы для получения информации о предполагаемом кандидате на занятие соответствующей должности.

Кроме того, нормы Декрета № 5 приведены в соответствие с Законом от 28.05.2021 № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», которым внесены изменения в Трудовой кодекс.

В частности, согласно Закону расширены полномочия нанимателя.

Наниматель получил право отстранять работника от работы в случаях, когда он призывает других работников к прекращению работы без уважительных причин. В связи с этим внесены изменения в подп. 3.4 п. 3 Декрета № 5.

В Трудовой кодекс введено новое основание увольнения – нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, распространения, предоставления и удаления персональных данных. Оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения, что закреплено в п. 6 Декрета № 5.

Ирина Костевич также ответила на вопросы депутатов.

– Зачастую работника нанимают по совместительству, в т.ч. внутреннему. Должен ли в таком случае наниматель запрашивать характеристику, и у кого?

– Да, у нас два вида совместительства. Если речь идет о внутреннем совместительстве, то, понятно, что работник не меняет работодателя, поэтому в этой ситуации характеристика не требуется.

Что касается внешнего совместительства, то здесь у человека новый работодатель, следовательно, необходимо предоставить характеристику с основного места работы.

– Может ли работник по собственной инициативе взять характеристику при увольнении и предоставить новому нанимателю?

– У работника есть такое право, однако правовое основание на запрос характеристики имеется у того нанимателя, который берет соответствующего кандидата на работу. Но с целью ускорения процесса, для того чтобы новый наниматель получил характеристику раньше, человек имеет право прийти к предыдущему нанимателю и забрать эту характеристику по запросу того нанимателя, к которому он идет.

– Должна ли установленная постановлением № 585 форма характеристики использоваться во всех случаях, когда наниматель составляет на работника характеристику, в т.ч. по просьбе работника, или данная форма применяется только для целей Декрета № 6?

– Постановление Совмина № 585, где определена форма характеристики, принималось для реализации норм Декрета № 5. Эта характеристика выдается прежде всего для двух оснований: это прием на работу и когда идет согласование кандидатуры через органы исполнительной власти на местах при приеме на работу соответствующих должностных лиц.

В иных случаях эта норма не обязательна, но если наниматель захочет по другим причинам выдать данную характеристику именно в таком виде, то это не нарушает никакие правовые нормы.

Депутатский корпус принял Декрет № 6 к сведению.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by