Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин внес изменения в механизм по выплате еврооблигаций: деньги получат не все

Фото: freepik.com

В августе 2023 г. мы писали о проблеме, сложившейся с получением выплат по погашенным еврооблигациям Беларуси: после зачисления денег на спецсчета держатели облигаций не смогли получить выплаты по анонсированному механизму. Минфин объяснял проблему необходимостью внесения изменений в законодательные акты, регулирующие порядок выплат. Однако когда изменения были приняты, инвесторы обнаружили неприятный сюрприз – оказалось, деньги получат не все.

Изменения, которых так долго ждали, оказались неожиданными

Совместным постановлением Сов­мина и Нацбанка от 04.09.2023 № 583/16 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 апреля 2022 г. № 212/10 и от 26 сентября 2022 г. № 643/20» внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения с кредиторами из «недружественных» стран по вопросам исполнения перед ними обязательств по полученным займам и кредитам, а также размещенным ценным бумагам. Практически все принятые изменения направлены на ужесточение установленного ранее альтернативного порядка исполнения обязательств.

Напомним, что в условиях неспособности западной финансовой инфраструктуры довести выплаты по еврооблигациям до конечных держателей белорусский Минфин предложил инвесторам три альтернативных способа исполнения обязательств по еврооблигациям.

Первый – замена долговых обязательств по еврооблигациям на долговые обязательства по государственным ценным бумагам, размещенным на внутреннем финансовом рынке. Второй – досрочный выкуп еврооблигаций по цене 30% от номинальной стоимости евро­облигаций в целях их последующего аннулирования. Третий – исполнение обязательств по еврооблигациям в белорусских рублях путем их зачисления на спецсчета с последующей выдачей держателям по их заявлению.

Первый способ остался неизменным, несмотря на то, что требование об аннулировании бумаг сделало его применение практически невозможным. Дело в том, что осуществить такое аннулирование может только европейский депозитарий Euroclear, а он отказывается совершать какие-либо операции с белорусскими ценными бумагами, размещенными на внешнем рынке. Однако Минфин не стал вносить изменений в данный пункт, сохранив прежнее требование об аннулировании облигаций, что оставило данный способ труднореализуемым.

Второй способ также претерпел некоторые изменения – из описания исчезло слово «досрочный», что фактически сделало данный пункт неприменимым для тех выпусков еврооблигаций, срок погашения которых не подошел. Аналогичное изменение внесено в постановление Совмина и Нацбанка от 06.04.2022 № 212/10 «О временных мерах по исполнению внешних государственных долговых обязательств». Это может означать, что исполнение обязательств в размере 30% от номинала может быть применено только к тем обязательствам, срок погашения которых подошел.

Фактически это подразумевает, что держатели «дальних» облигаций 2027 и 2031 го­дов погашения теперь не могут воспользоваться предложенным ранее вариантом досрочной продажи с дисконтом, а должны ждать окончания срока их обращения, что делает их продажу с таким дисконтом бессмысленной.

Что касается третьего способа погашения еврооблигаций – через получение выплат в белорусских рублях, – ограничения, введенные здесь, оказались самыми неожиданными для держателей. С одной стороны, Минфин действительно предложил рабочую схему для осуществления выплат – чтобы получить средства, перечисленные на спецсчета, держатели должны обеспечить перевод еврооблигаций на счет Минфина в иностранные депозитарии, имеющие корреспондентские отношения с белорусским центральным депозитарием и заключившие соглашение об осуществлении выплат с Минфином.

Однако на получение выплат введены ограничения, которых в первоначальной версии законодательных актов не было. Прежде всего, объявлено, что выплаты получат только те инвесторы, которые приобрели еврооблигации до 6 сентября 2022 г. Это сразу отсекает от получения выплат тех держателей, которые купили облигации позже. Из категории лиц, которые могут получить выплаты, исключены также резиденты стран, относящихся к перечню «недружественных» в соответствии с постановлением Совмина от 06.04.2022 № 209 «О перечне иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц».

С учетом вышесказанного единственный вариант, который оставил инвесторам законодатель, – продажа по цене 30% от номинала, что с учетом цен, сложившихся на рынке в 2022–2023 гг. (65–95% от номинала), означает продажу данных ценных бумаг в убыток. Также Минфин ввел ограничения на получение процентов по облигациям, определив, что получить их можно будет лишь тогда, когда придет срок погашения данных ценных бумаг, даже если держатель соответствует всем иным требованиям, установленным регулятором.

Разочарование с далеко идущими последствиями

По итогам анализа изменений полагаем, что одна из задач, на которую направлен принятый документ, оказалась не только в том, чтобы обеспечить доведение выплат до конечных держателей, но и в том, чтобы минимизировать их размер и растянуть выплаты во времени.

Кроме держателей резидентов «недружественных» стран, отре­занными от получения выплат оказались и те инвесторы, которые приобретали облигации после 6 сентября 2022 г. на открытом рынке. Фактически теперь для данной категории покупателей остается один вариант исполнения обязательств по облигациям – их продажа Минфину за 30% от номинала.

Данное решение может иметь для Беларуси далеко идущие последствия. Если ранее Минфин делал упор на то, что альтернативный порядок исполнения обязательств призван защитить права держателей еврооблигаций, то теперь представляется, что данная цель уже не столь очевидна.

А еще более четко выраженное разделение держателей на отдельные категории сделало альтернативное исполнение обязательств похожим на процедуру реструктуризации после объявления де­фолта.

Остается только догадываться, какие последствия данные изменения будут иметь для репутации страны на российском долговом рынке, учитывая количество российских розничных и институциональных инвесторов, которые приобретали белорусские еврооблигации в 2022–2023 гг. Тем же инвесторам, которые соответствуют всем требованиям Минфина, также предстоит еще поработать, чтобы получить предусмотренные законом выплаты: перевести облигации в подходящие депозитарии и получить необходимые подтверждающие документы.

А мы будем продолжать следить за развитием событий.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений