Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин подготовил проект закона — «О страховой деятельности»: — что планируют изменить

Фото: Мария Хрусталева / neg.by

Закон «О страховой деятельности» позволит усилить конкуренцию в отрасли, повысить эффективность института страхования в стране в целом, гармонизировать отечественное законодательство с международными стандартами и правовой базой государств – участников ЕАЭС.

Об этом говорилось на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, которое состоялось на базе Белорусского бюро по транспортному страхованию и прошло в форме круглого стола.

Проект закона «О страховой деятельности» (далее – проект) будет внесен на рассмотрение Палаты представителей в апреле 2022 г., сообщила председатель постоянной комиссии Людмила Нижевич.

Отметим, что многие нормативные предписания действующего сегодня законодательства актуальны, соответствуют международной практике и, естественно, вошли в проект. В их числе – госрегулирование страховой деятельности; особенности госрегистрации (ликвидации) и реорганизации страховых организаций; порядок создания гарантийных фондов и фондов предупредительных (превентивных) мероприятий. Сохраняются полномочия Минфина, включая надзор и контроль за страховой деятельностью.

Многих интересует, включена ли в проект норма о квоте для иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций. В свое время она была определена в размере 30% с целью защиты отечественного страхового рынка (напомним, что квота рассчитывается согласно постановлению Совмина от 11.09.2006 № 1174). Так как в прошедшие годы суммарная стоимость всех вкладов (акций) иностранных инвесторов и их дочерних организаций в уставные фонды белорусских страховых организаций не превышала 6%, то квоту предложено отменить.

Предполагается, что проект поможет решить еще одну проблему – речь идет о выравнивании условий функционирования страховых организаций разных форм собственности.

В частности, планируется снять запрет на участие негосударственных страховщиков в страховании имущественных интересов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, государственных юридических лиц. Им предоставят право осуществлять 6 из 11 видов обязательного страхования.

В то же время предлагается сохранить действующее в настоящее время ограничение для страховых посредников участвовать по поручению страховой организации в заключении договоров страхования, объектом которых являются имущественные интересы государственных юридических лиц, а также хозяйственных обществ, на принятие решений которых может влиять государство.

Сегодня юридические лица и индивидуальные предприниматели на случай причинения вреда при осуществлении ими деятельности обязаны страховать свою ответственность. Но такое страхование нельзя напрямую отнести ни к обязательному, ни к добровольному, поэтому вводится новая форма – вмененное страхование. В проект включено требование об обязательном наличии договора страхования для осуществления той или иной деятельности или для получения тех или иных льгот. При этом отсутствуют фиксированные, одинаковые для всех условия, страхователь может выбрать из предлагаемых страховщиком те, которые наиболее его устраивают.

Таким образом, страхование может осуществляться в формах добровольного, обязательного и вмененного. Классифицируются его виды – личное, имущественное и страхование ответственности. 

Определены основные объекты страхования, появится возможность их сочетания в одном виде и, соответственно, формирования комплексных страховых продуктов.

Если сегодня минимальный размер уставного фонда страховых организаций равен 11 млн руб., то проектом в зависимости от видов страхования предлагается:

  • 11 млн руб. – для страховщиков, осуществляющих виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
  • такая же сумма – для страховщиков, занимающихся видами страхования, не относящимися к страхованию жизни;
  • 16,5 млн руб. – для страховщиков, предлагающих виды обязательного страхования, и (или) виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, по которым страхователями выступают РБ и ее административно-территориальные единицы, госорганы, государственные юрлица, а также хозяйственные общества, на решения которых может влиять государство либо административно-территориальная единица, обладающие долями (акциями) в уставных фондах этих организаций;
  • 22 млн руб. – для страховщиков, осуществляющих исключительно перестраховочную деятельность.

Для снижения рисков, связанных с размещением денежных средств на счетах в банках, страховые организации и страховые брокеры смогут формировать минимальный уставный фонд еще и за счет иных активов, например, государственных ценных бумагам, ценных бумаг Нацбанка и ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

В проект вошли подходы, установленные Указом от 11.05.2019 № 175 «О страховании», по пересчету внесенной в уставный фонд валюты. Это позволит не увеличивать до 16,5 млн руб. уставный капитал государственным страховым организациям и организациям с долей собственности государства более 50%, осуществляющим виды обязательного страхования и страхование имущественных интересов госорганов и организаций.

Страховым организациям-резидентам, являющимся дочерними или зависимыми хозобществами по отношению к иностранным инвесторам, разрешат заключать договоры страхования жизни не только с гражданами, но и с юридическими лицами.

В этом же ряду – закрепление правовых основ инвестиционного страхования жизни. Так, в качестве отдельного вида выделяется страхование жизни с условием периодических страховых выплат (рента, аннуитеты) и (или) участия страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

Для защиты прав потребителей вводится новый термин – «период охлаждения», в течение которого страхователь сможет передумать и отказаться от договора. При этом страховой взнос ему (при отсутствии событий, которые носят признаки страхового случая) будет возвращен полностью. При оформлении договоров страхования жизни, предусматривающих риск дожития, страховщик обязан установить период охлаждения не менее 5 дней.

Изменяются подходы к гарантированию государством страховых выплат.

Государство будет гарантировать страховые выплаты по видам страхования, по которым страховые организации формируют гарантийные фонды и перечисляют их средства на отдельный текущий (расчетный) счет Минфина, открытый в Нацбанке.

Эти суммы не будут включаться в состав доходов и расходов республиканского бюджета. За пользование ими Нацбанк уплатит в доход бюджета проценты на уровне ставки ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» по вкладам населения до востребования.

Временно свободные средства гарантийных фондов Минфин сможет размещать в банковские вклады (депозиты) на срок не более 40 календарных дней – по тем же правилам, которые разработаны правительством для размещения бюджетных и внебюджетных средств.

Срок в 40 календарных дней преду­смотрен для подготовки, согласования и внесения на рассмотрение Главы государства правового акта (и обеспечение его своевременного исполнения), предусматривающего выделение при необходимости страховщику средств гарантийных фондов для страховых выплат.

Еще одно важное новшество – установление требований к системе корпоративного управления.

Ключевую роль в формировании эффективной системы корпоративного управления играет совет директоров (наблюдательный совет), определяющий стратегию развития страховой организации. Поэтому столь важно привлечь в эти органы высококвалифицированных специалистов, обладающих безупречной деловой репутацией.

В целях защиты интересов потребителей страховых услуг установлена обязанность страховых агентов – юридических лиц раскрывать информацию, в т.ч. в интернете, при осуществлении посреднической деятельности по страхованию.

Сохраняется право страхового брокера получать от страховщика вознаграждение за оказанные им услуги, не превышающее его предельный размер, установленный Минфином. Но после вступления норм проекта в силу сумма такой оплаты может определяться и по соглашению сторон.

 

Читайте дополнительно:

«Только на одном взносе сэкономили более 20 тыс. евро». Чем страховой брокер может быть полезен бизнесу

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений