Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №9(2605) от 31.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6744
EUR:
2.8956
RUB:
3.8102
Золото:
163.82
Серебро:
1.98
Платина:
85.81
Палладий:
137.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

От форекс-компаний до платежных карт Нацбанк совершенствует регулирование

Фото: neg.by

Нацбанк принял ряд постановлений, которые вносят изменения в порядок осуществления деятельности по целому ряду подконтрольных направлений. Утверждена новая инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО). Уточнены требования к форекс-компаниям. Есть новации и в порядке осуществления операций с банковскими картами и электронными деньгами. Обо всем этом – далее в материале.

Новые правила оценки рисков для банков и НКФО

Постановлением Правления Нацбанка от 11.07.2022 № 257 утверждена инструкция, устанавливающая нормативы безопасного функционирования для банков и НКФО (далее – Инструкция № 257). Среди наиболее существенных изменений – отмена ежеквартальной индексации значений минимального размера нормативного капитала и переход к фиксированным значениям. Если ранее регулятор ежеквартально устанавливал значения нормативного капитала для кредитных учреждений, то теперь их размер будет постоянным: 60 млн руб. для банков и от 0,7 до 7,3 млн руб. для НКФО в зависимости от видов осуществляемых ими финансовых операций.

В целях ограничения рисков, связанных с привлечением доверительным управляющим средств вверителей, Инструкцией № 257 преду­смотрено введение дополнительного норматива. Теперь банк или НКФО, претендующие на осуществление данного вида деятельности, должны выдерживать «потолок», в соответствии с которым объем привлеченных средств вверителей не должен превышать 25% от нормативного капитала банка или НКФО. Данное изменение вступит в силу с 1 января 2023 г.

С 1 декабря 2023 г. в рамках изменения подходов к расчету величины операционного риска Нацбанком предусмотрены отмена базового индикативного и внедрение обновленного стандартизированного подхода, который будет основан на определении бизнес-индикатора и мультипликатора потерь от операционных инцидентов. Новая формула учитывает больше переменных, а значит, дает возможность более точно оценить степень риска, которому подвержено то или иное финансово-кредитное учреждение.

Форекс-компаниям ограничат риски и отношения с внешними контрагентами

В соответствии с постановлением Правления Нацбанка от 31.10.2022 № 415 изменится и порядок осуществления деятельности для форекс-компаний. Прежде всего отметим изменение финансовых нормативов по данному виду деятельности. Если ранее предел риска (предельное соотношение открытых позиций клиентов по отдельному базовому активу и собственного капитала форекс-компании) был установлен на уровне 1, то теперь для компаний с уставным фондом 2,5 млн руб., собственным капиталом 5 млн руб., которые смогут организовать систему управления риском, норматив будет увеличен до 1,5, а для всех остальных компаний он снизится до 0,01. Смягчен норматив финансовой зависимости (отношение долгосрочных и краткосрочных обязательств форекс-компании за вычетом займов, предоставленных учредителями, к итогу бухгалтерского баланса) – 0,9 вместо 0,85. Увеличен норматив максимального размера открытых позиций – если раньше он был ограничен значением 0,2, то теперь увеличится до 10. При этом предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных от клиентов, к собственному капиталу форекс-компании останется неизменным – не более 20.

Таким образом, Нацбанк пошел на смягчение ряда требований для форекс-компаний, однако ужесточил норматив по пределу риска, сохранив привлекательные условия лишь для крупных представителей сферы, которые смогут организовать систему управления рисками. Полагаем, что подобный шаг вызван желанием регулятора ограничить ответственность для форекс-компаний, не лишив их стимулов для осуществления деятельности в Беларуси.

Одновременно вводятся дополнительные ограничения при осуществлении операций вывода открытых позиций клиентов за пределы страны. В соответствии с принятым документом белорусские форекс-компании смогут устанавливать деловые отношения с внешними контрагентами, если они соответствуют одному из следующих условий: имеют специальное разрешение (лицензию), предоставляющее право на осуществление деятельности на внебиржевом рынке Форекс, либо законодательство страны регистрации такого контрагента должно позволять выводить на него совокупную открытую позицию клиентов форекс-компании. При этом если страна госрегистрации является офшорной зоной, то вывод совокупной открытой позиции может осуществляться форекс-компанией исключительно за счет собственных средств.

Регулирование порядка возмещений при списаниях с карт

В рамках реализации положений Закона от 19.04.2022 № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» (далее – Закон № 164-З) Нацбанк постановлением Правления от 06.10.2022 № 378, вступившим в силу с 27 ноября 2022 г., утвердил новую Инструкцию об осуществлении операций с банковскими платежными карточками и платежными инструментами, обеспечивающими их использование (далее – Инструкция № 378). Здесь расширен понятийный аппарат, позволяющий применять термины, содержащиеся в Законе № 164-З, с учетом специфики банковских платежных карточек как платежного инструмента, а также иных платежных инструментов, обеспечивающих их эмиссию и использование.

К наиболее важным для пользователей положениям Инструкции № 378 можно отнести урегулирование вопросов, связанных с порядком признания банком-эмитентом операций, осуществленных с использованием банковских платежных карточек, неавторизованными. Так, предусмотрено, что держатель карты в течение одного месяца с даты выявления факта неавторизованной операции, но не позднее 70 календарных дней, обязан представить в банк заявление, содержащее требование о признании операции, осуществленной с использованием карточки, неавторизованной. Данное заявление может представляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Банк в свою очередь должен рассмотреть указанное заявление в срок 90 дней с даты получения заявления и в случае отсутствия оснований для отказа в признании операции неавторизованной обязан возместить списанные средства клиенту.

Основания для отказа со стороны банка четко указаны в Инструкции № 378 и не могут быть иными. Это: ввод ПИН-кода при осуществлении операции, успешное прохождение процедуры многофакторной аутентификации, предоставление держателем права на регулярное списание денежных средств в пользу организации торговли (сервиса) или платежного агрегатора, отмена блокировки с карты после ее компрометации. Основаниями для отказа могут быть также нарушение установленного срока подачи заявления, а также наличие информации, предоставленной правоохранительными органами, подтверждающей, что платежная операция осуществлена непосредственно держателем карточки или с его согласия третьим лицом, в т.ч. с умыслом осуществления мошенничества в отношении банка. И еще один нюанс – в случае признания операции неавторизованной рассмотрение поданного заявления, включая проведение всех необходимых процедур, будет для держателя карты бесплатным.

Идентификация и ПОД/ФТ – теперь и в сфере электронных денег

Необходимость осовременить порядок осуществления операций с электронными деньгами назрел уже давно – достаточно понять, что до сих пор участники рынка электронных денег осуществляли свою деятельность в соответствии с требованиями Нацбанка, принятыми в 2003 г., т.е. 19 лет назад. Как и в случае с платежными картами, утверждение новых правил осуществления операций с электронными деньгами связано с принятием Закона № 164‑З, который привнес много изменений в данную сферу. Большинство положений правил повторяют основные новации данного НПА. Они уточняют понятийный аппарат, устанавливают порядок взаимодействия участников электронных платежных систем, включая как резидентов, так и нерезидентов, держателей электронных денег и участников электронных платежных систем, определяют порядок приобретения и расходования электронных денег их держателями.

Важное место уделено установлению финансовых требований к участникам рынка, аналогичных требованиям о финансовой достаточности в других направлениях, подконтрольных Нацбанку, порядку идентификации участников операций, внедрению в правила обращения электронных денег требований законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической де­ятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (ПОД/ФТ).

***

Большая часть изменений, введенных Нацбанком, связана с внедрением в практику положений Закона № 164-З, касающихся регулирования операций с банковскими платежными картами и электронными деньгами. С учетом того, что профильное законодательство не обновлялось давно и основательно устарело, остается только поприветствовать усилия регулятора. Однако произошло и усиление регулирования – требований стало больше, и они ужесточились. Наименее серьезные изменения коснулись сфер, где до этого регулирование было максимально скрупулезным, а именно – банковской отрасли.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений