Международная перевозка опасных грузов
Белорусское транспортное предприятие планирует перенаправить свою деятельность, направленную на выполнение международных автомобильных перевозок опасных грузов. Планируются к перевозке грузы, классифицируемые 2-м классом ДОПОГ (газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением).
Какие требования предусмотрены для перевозки данной категории грузов? Какова очередность осуществления всех условий для получения разрешения на перевозку ADR?
Деятельность по осуществлению международных перевозок опасных грузов – достаточно сложная и ответственная сфера, требующая от субъекта предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовой формы специальной подготовки, подготовленный транспорт, водителей и наличие ответственного лица.
ADR – распространенное обозначение опасных грузов, принятое в международной практике. Это аббревиатура от «European Agreementon Transportof Dangerous Goodson Road» – Европейское соглашение о перевозке опасных грузов. К опасным грузам относятся все те вещества и предметы, которые в условиях хранения, погрузки, выгрузки и перевозки могут послужить причиной взрыва, пожара или вообще какого-либо разрушения или порчи транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или других заболеваний людей и животных.
Перевозка опасных грузов включает следующие этапы:
– подготовка специального разрешения для перевозки груза;
– подготовка груза к транспортировке;
– собственно процесс транспортировки;
– передача груза грузополучателю.
При этом предприятие вынуждено нести дополнительные расходы, включая обязательное страхование, полугодовой гостехосмотр, регистрацию транспорта, обучение персонала и т.п. В рамках одной консультации ответить на все необходимые вопросы невозможно, однако базовые моменты возможно осветить.
Основными документами, регулирующими требования к перевозчику и перевозочному процессу, являются Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR), к которому Беларусь присоединилась 5.05.1993 г., а также Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утв. постановлением МЧС от 8.12.2010 № 61 (далее – Правила).
На первоначальном этапе транспортной компании необходимо произвести документальную подготовку: обучить и назначить лицо, ответственное за организацию перевозок опасных грузов. Лицо сдает экзамен в Госпромнадзоре и получает подтверждающий документ. На обучающих курсах лицу разъясняются все интересующие вопросы по организации перевозки опасных грузов (подп. 20.13 п. 20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156, далее – единый перечень административных процедур).
В дальнейшем необходимо произвести дооборудование и оснащение транспортных средств, организовать подготовку (курсы) и инструктаж водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, в соответствии с Правилами. Водитель, занимающийся их перевозкой, должен обладать определенными знаниями, полученными в ходе обучения на специальных занятиях, и иметь свидетельство о подготовке установленного образца (курсы ADR). По времени займет от 14 до 25 дней.
Заинтересованному лицу также необходимо пройти гостехосмотр с дополнительной проверкой на соответствие требованиям для перевозки опасных грузов, зарегистрировать транспорт в Госпромнадзоре и получить регистрационную карточку на транспортное средство. Порядок регистрации и требуемые документы установлены постановлением Совмина от 12.02.2014 № 117. Содержание дополнительной проверки транспортных средств, используемых для перевозки определенных опасных грузов, установлено постановлением Минтранса от 12.02.2015 № 5.
После регистрации на транспортное средство должно быть получено свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (обращаться в УП «Белтехосмотр» на отдельных диагностических станциях республики). Для этого представляются документы в соответствии с подп. 5.261 п. 5 единого перечня административных процедур.
Справка: сосуды, предназначенные для перевозки опасных грузов 2-го класса, должны изготавливаться из стали. Металлические сосуды для аэрозолей, внешний диаметр которых не менее 40 мм, должны иметь вогнутое дно. Каждая модель сосуда до сдачи его в эксплуатацию должна пройти гидравлическое испытание. Давление при испытании должно в полтора раза превышать рабочее давление, но быть не менее 10 кг/кв. см. Внутреннее давление аэрозолей не должно превышать 12 кг/кв. см. На металлических сосудах четкими несмывающимися буквами должно быть указано полное название газа, название завода-изготовителя или владельца, номер сосуда, величина пробного давления, дата последнего испытания и клеймо эксперта, проводившего испытание.
На перевозку опасных грузов перевозчик обязан получить предварительное разрешение компетентных органов тех стран, через территорию которых будет производиться транспортировка, если такой порядок установлен межправительственным соглашением о международном автомобильном сообщении между этим государством и РБ или законодательством РБ (п. 171 Правил). В своей просьбе о выдаче разрешения перевозчик должен сообщить намеченные график и маршрут движения транспортного средства с опасным грузом. Компетентные органы при выдаче разрешения могут изменить маршрут следования, а также потребовать, чтобы помимо предусмотренного правилами служебного персонала и охраны на транспортном средстве находился представитель транспортного предприятия. В разрешении может быть указана предельная скорость, которую должен соблюдать перевозчик, а также ограничения или запрещения, касающиеся движения ночью и при ограниченной видимости.
В заключение хотелось бы отметить, что во избежание несчастных случаев и аварий с участием транспортного средства, используемых для перевозки опасных грузов, такое транспортное средство должно быть обозначено согласно требованиям системы информации об опасности.
Система информации об опасности включает в себя следующие элементы:
1) информационные таблицы установленной формы для обозначения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
2) аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;
3) информационную карточку для расшифровки идентификационного номера опасности, указанного на информационной таблице, согласно приложению 21 к Правилам;
4) специальную окраску и надписи на транспортном средстве;
5) информационное табло (знаки опасности);
6) включение ближнего света фар в дневное время.