Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Зарубежный опыт
20.09.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Маврикий и Сейшелы — новые центры оффшорного бизнеса

По оценке, в мире в настоящее время насчитывается более 70 государств и территорий, имеющих статус оффшорных зон...

По оценке, в мире в настоящее время насчитывается более 70 государств и территорий, имеющих статус оффшорных зон, и еще больше государственных образований и административно-территориальных единиц, не являющихся классическими оффшорами, но предоставляющих различные льготы для нерезидентных компаний, что приближает их к зонам этого типа.

Несмотря на критику международных финансовых структур, а также правительств ведущих стран мира, количество операций с участием оффшорных центров и их популярность не снижаются. Предлагаемые оффшорными центрами выгоды превосходят те неудобства, которые возникают в связи с разворачивающейся борьбой со связанными с их деятельностью экономическими преступлениями.

Среди оффшорных центров при составлении финансовых цепочек наиболее часто востребованы такие известные и популярные, как Люксембург, Австрия, Ирландия, Панама, Каймановы острова, Багамы, другие островные государства и территории бассейна Карибского моря, а также Кипр.

Однако сегодня также представляют интерес и новые субъекты оффшорного бизнеса, созданные в 90-е годы и имеющие значительный потенциал роста. К ним относятся островные государства индоокеанского бассейна -- Республика Маврикий и Республика Сейшельские Острова (РСО). Имея современную инфраструктуру и развитые телекоммуникации, они предоставляют льготы зарегистрированным в них компаниям.

На Сейшелах хозяйственная система в большей степени подвержена регулированию со стороны государства, в то время как на Маврикии придерживаются преимущественно рыночных методов хозяйствования.

Правовой режим

Базовым нормативным актом для формирования оффшора на Маврикии стал принятый в 1992г. закон об оффшорной деятельности, тогда же был учрежден и правительственный орган -- Управление по деловой активности в маврикийском оффшоре.

Им была разработана система законодательных актов, регулирующих деятельность оффшорных компаний и банков, благодаря чему Маврикий по уровню развития данного законодательства, по мнению экспертов, можно сравнивать с такими признанными оффшорными центрами, как Мальта и Багамы. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее.

В соответствии с законом о международных компаниях, принятым в 1994 году, учреждаются международные компании, которые предназначены для ведения оффшорных операций. Для них предусмотрены менее жесткие условия, чем для прочих компаний, включая оффшорные. В отличие от оффшорной компании международную компанию возможно зарегистрировать в течение одного рабочего дня. Для оффшорной и международной компании обязательно наличие зарегистрированного на острове офиса с почтовым адресом. В 2000г. появилось существенное новшество в корпоративном законодательстве Маврикия, почерпнутое из законодательной практики американских штатов Делавер и Вайоминг: вступил в силу закон о "сотовых" компаниях, своеобразие которых заключается в том, что их уставный капитал разделен на доли, т.е. "соты", каждая из которых защищена от возможных требований кредиторов к другим сегментированным долям капитала. Поэтому риски банкротства и ответственности в таких компаниях сильно разграничены, их активы не смешиваются, и директора "сотовой" компании обязаны вести дела каждой ячейки раздельно.

Оффшорная страховая деятельность, т.е. деятельность кэптивных страховых компаний на Маврикии регулируется Правилами оффшорного страхования, принятыми в 1992г. в дополнение к закону о предпринимательской деятельности в маврикийской оффшорной зоне. Оффшорные страховые компании могут быть учреждены как самостоятельные в соответствии с законом о компаниях 1984г. или как филиалы других компаний. Регистрационный взнос составляет 500 долларов США, а ежегодная пошлина -- 1,5 тыс. долларов.

В 1994г. парламент Республики Сейшельские Острова принял закон о международных бизнес-компаниях, являющийся законодательной базой для формирования оффшорного центра в этой стране. Согласно данному закону международная бизнес-компания, зарегистрированная на Сейшелах, не вправе вести торговую деятельность внутри страны; в остальном ограничений не имеется, за исключением всех видов банковских, страховых, перестраховочных и трастовых операций. В дополнение к основному закону для развития оффшорной практики на Сейшелах был принят еще ряд законодательных актов. Среди них стоит упомянуть следующий.

Закон о финансовых институтах, принятый в 1996г., предусматривает выдачу лицензий Центральным банком Сейшел финансовым институтам для ведения зарубежной банковской деятельности с территории этого государства. Финансовому учреждению, осуществляющему оффшорную банковскую деятельность, разрешается открытие именных счетов для частных лиц. Управление оффшорными банками может быть поручено любой зарегистрированной местной банковской организации. Установлено, что оффшорный банк, получивший лицензию на ведение банковской деятельности за рубежом, в любое время должен располагать оплаченным капиталом не менее 1 млн. долларов. Ежегодный лицензионный взнос на ведение оффшорной деятельности, перечисляемый ЦБ, составляет 15 тыс. долларов. Все лицензированные оффшорные банки, действующие на Сейшелах, освобождаются от уплаты налогов и сборов на 20 лет (с даты выдачи лицензии).

Конкурентоспособность обоих оффшорных центров возросла в связи с предоставлением услуг по регистрации и содержанию компаний (за относительно низкую плату).Вот сравнительные данные, характеризующие либеральность режима и стоимость предоставляемых оффшорных услуг Маврикия и РСО по сравнению с известными европейскими юрисдикциями (островами Мэн и Кипр).

Показатели затрат на регистрацию оффшорных компаний (долл.)
============================================================
          1         2         3         4
============================================================
Маврикий  1990      150       425       до 7 дней
Сейшелы   1500      150       375       до 7 дней
Мэн       2600      1080      800       более 10 дней
Кипр      2500      500       1000      3 недели
============================================================

1 -- стоимость регистрации (включая оплату в первый год), 2 -- ежегодная плата за освобождение от налогов (со второго года) 3 -- услуги агента и оплата за аренду зарегистрированного офиса (со второго года), 4 -- сроки регистрации компании.

Маврикийский оффшор входит в 20 престижных оффшорных центров мира, приближаясь к признанным оффшорным зонам Карибского бассейна и Европы.

Отставание Сейшельского оффшора связано с несовершенством валютного законодательства и проблемами с неконвертируемостью сейшельской рупии. Репутацию Сейшел ухудшили выдвинутые некоторыми развитыми странами, а также международными финансовыми организациями обвинения в адрес этой страны в преднамеренном создании льготных условий для налоговых мошенников и отмывании "грязных" денег.

Маврикий в отличие от Сейшел имеет соглашения об избежании двойного налогообложения более чем с 30 странами, что позволяет выстраивать финансовые цепочки с включением в них маврикийского оффшора, снижая налоговые выплаты и даже избегая их. Сейшелы заключили лишь два соглашения (с Индией и ЮАР), что снижает привлекательность сейшельского оффшора.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by