$

2.1402 руб.

2.4287 руб.

Р (100)

3.2670 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

216.90 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

МАРТ защищает потребителей от розничных сетей и тюбингов

25.01.2019
МАРТ защищает потребителей от розничных сетей и тюбингов
Фото: Евгений Птушка

Начало года ознаменовалось активностью Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ): предлагается изменить правила определения монополистов среди розничных сетей и озаботиться безопасностью покупателей тюбингов.

Если сеть магазинов занимает более 15% в объеме розничной торговли продовольственными товарами в масштабах всей страны, то она подпадет под антимонопольное регулирование. Об этом на заседании рабочей группы по вопросу дополнительного госрегулирования деятельности крупных торговых сетей сообщил замминистра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.

До сих пор действовала и действует несколько иная норма: вопросы у МАРТ вызывали торговые организации, контролирующие долю розничного товарооборота в своем регионе в размере 20% и более.

На заседании рабочей группы обсуждалась разработка нового нормативно-правового акта, регулирующего этот вопрос. Согласно концепции, торговая сеть, доля которой в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в Беларуси за предыдущий финансовый год превышает 15%, признается занимающей доминирующее положение на товарном рынке розничной торговли. Как пояснила начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Виолетта Брезовская, в этом случае торговая сеть является монополистом в масштабах страны и должна будет выполнить определенные требования.

Иван Вежновец подчеркнул, что торговая сеть, доля которой в розничном товарообороте достигает 15%, оказывает существенное влияние на экономику страны, и МАРТ не может ждать, пока она увеличится, к примеру, до 35%.

А вот когда такие доли контролируются на уровне отдельного региона, это, на самом деле, не является проблемой. Сегодня приход любого крупного национального ретейлера в районный центр, где преобладают неорганизованная розница и потребкооперация, почти неминуемо даст ему долю местного рынка не менее 15%. Поэтому МАРТ, кроме всего прочего, уберет новым нормативным актом явно избыточное препятствие для экспансии крупных торговых сетей в регионы.

Какие-то риски новый документ несет для крупнейшего белорусского розничного торговца – ООО «Евроторг», контролирующего магазины под вывесками «Евроопт», «Бруснiчка» и еще несколькими брендами. Но смертельным он для лидера рынка точно не станет. Компания уже не раз доказывала готовность отстаивать свои интересы.

Гораздо большие проблемы для розничных сетей вызовет нормирование расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Эта новация Налогового кодекса может вывести из себестоимости расходы на бесплатный транспорт до магазинов, розыгрыши призов и другую маркетинговую активность. И с этих сумм придется платить налог на прибыль.

Хорошо проявило себя министерство еще в одной ситуации. После гибели и увечий нескольких человек при катании с гор на надувных «ватрушках», МАРТ практически сразу выпустило письмо, предназначенное торговым организациям, занимающимся реализацией тюбингов.

В нем обращается внимание, что, согласно п. 1, подп. 2.14 п. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах, в т.ч. необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами.

Исходя из этого, МАРТ требует разместить в местах продажи тюбингов и на сайтах интернет-магазинов, реализующих такие изделия, информацию о необходимости использования средств защиты и соблюдения правил безопасности: запрете катания в местах, где есть препятствия (столбы, деревья, камни), необходимости находиться при спуске в сидячем положении, исключении одиночного катания детей без сопровождения взрослых, недопустимости буксировки тюбингов транспортными средствами.

Автор публикации: Алексей МОРОЗ


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях