$

2.1177 руб.

2.4600 руб.

Р (100)

3.2257 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Логистика: качество падает, цена растет

26.01.2018

Очередное промежуточное исследование современной складской инфраструктуры в Беларуси с ноября по декабрь 2017 г. провела кафедра логистики и маркетинга университета «МИТСО». В результате исследования проанализирована информация госорганов, самих логистических центров и операторов, техническая оснащенность складских объектов оценивалась «на местах».

По состоянию на 8 декабря 2017 г. в нашей стране функционировало 48 логистических центров. Самыми привлекательными для их строительства, как и ранее, остаются Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы. Так, в Минской области находятся 36 логистических центров, в Брестской об­ласти – 6, Гродненской – 2, в Могилевской, Гомельской и Витебской областях – по одному.

Среди действующих 12 центров яв­ляются государственными (из них 6 входят в РУП «Белтаможсервис»), остальные созданы за счет частных инвестиций. Располагают на своей территории складами временного хранения и таможенными складами 16 центров, в 13 работают пункты таможенного оформления (ПТО); 9 являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта. Биржевыми складами располагают 3 центра.

При этом сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306-2013 «Услуги логистические» прошли только 3 компании: СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспедлогистик», ООО «Белсотра». Иначе говоря, только они полностью соответствуют категории «логистический центр».

Специализируются на оказании таможенно-логистических услуг 10 субъектов хозяйствования, на оказании услуг уровня логистического оператора – 7, в области низкотемпературной логистики – 3, располагают современными контейнерными терминалами – 3, обслуживают собственные грузопотоки – 13 ком­паний.

Общая площадь крытых складских площадей класса «А» составляет более 812 тыс. м2, из них склады общего пользования – 653 тыс. м2, временного хранения и таможенные – 107 тыс. м2, низкотемпературные склады и склады-­холодильники – 52 тыс. м2. Площадь современных контейнерных терминалов – более 150 тыс. м2. Для сравнения: площади складов класса «А» и «В» в рай­оне Варшавы составляют около 2,6 млн. м2, совокупная же площадь логистических центров, расположенных в Польше, превышает 9 млн. м2. А общий объем современных складских помещений в Киевском регионе более 2 млн. м2.

Прирост новых площадей современной складской инфраструктуры существенно замедлился. Так, в конце 2017 г. ООО «Владпродимпорт» ввело в эксплуатацию в Заславле низкотемпературный склад общей площадью 2,6 тыс. м2; в логистическом центре «Прилесье» построено 80 тыс. м2; в индустриальном парке «Великий камень» введено в действие порядка 50 тыс. м2 складских площадей класса «А», там ведется строительство железнодорожной ветки и современного контейнерного терминала. ООО «Еврозапчасть» в 5 км от МКАД ввело в эксплуатацию собственный логистический центр площадью 3 тыс. м2.

По оценкам экспертов, к концу 2018 г. площадь складов класса «А» увеличится на 90 тыс. м2 и составит более 900 тыс. м2. Прогнозируется, что в следующем году эта площадь достигнет 1 млн. м2, а в 2020 г. – 1,1 млн. м2.

В начале 2018 г. Белтаможсервис планирует сдать в эксплуатацию транспортно-логистический центр вблизи пункта пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе. Под строительство выделен земельный участок в 10 га. Предусматривается строительство складских помещений площадью 18 тыс. м2, стоянки, пункта технического обслуживания автомобилей и гостиницы. ООО «Бремино Групп» планирует в новом году построить транспортно-логистический центр «Бремено-Берестовица» на белорусско-польской границе. Площадь складских помещений составит более 5,7 тыс. м2, планируется строительство гостиницы, а также административных зданий, где будут располагаться кафе, банк, ПТО.

По прогнозу, в 2018 г. будет введена в строй первая очередь мультимодального промышленно-логистического ком­плекса «Бремино-Орша», которая включает подъездную дорогу, складское здание и автомобильный терминал логистической площадки. Общая площадь застройки – 230 га, территория комплекса входит в СЭЗ «Витебск», планируется придать этому объекту равные условия деятельности с «Великим камнем».

Основными тенденциями прошлого года в сегменте складской недвижимости стали умеренный рост ввода новых площадей, повышение спроса на услуги ответственного хранения, рост требований к логистическому сервису, стоимости услуг при снижении их качества.

В результате анализа ставок аренды на рынке столицы и Минского района выявлено, что среднерыночная ставка арендной платы за 1 м2 складской площади класса «А» составляет 7–8 EUR (с НДС), класса «В» – 5–6 EUR, класса «С» – 3–4 EUR. Ставка аренды зависит от площади, расположения складского объекта, транспортной доступности. Наибольшим спросом пользуются помещения в районе МКАД, а также от 2 до 10 км от нее. Спрос на аренду в 2017 году рос, вакантные площади быстро занимались. Но при этом качество логистических услуг, оказываемых логистическими операторами на складах общего пользования, остается невысоким, операторы стремятся заработать деньги, не повышая уровень сервиса. В связи с этим наблюдается некоторый отток клиентов на складах общего пользования.

На основе проведенного опроса пользователей можно констатировать, что фактически ни один логистический оператор, оказывающий услуги на таких складах, не предоставляет сервиса высокого уровня. Наблюдаются случаи нехватки обученного складского пер­сонала, в связи с чем разгрузка и обработка грузов затягиваются, имеют место ошибки в отборке товаров, его комплектации и т.д. Низкое качество сервиса и в некоторых случаях достаточно высокая стоимость логистических услуг приводит к тому, что некоторые импортеры, посчитав затраты, понимают, что могли бы обслуживать себя сами качественнее и дешевле.

Стоимость ответственного хранения росла и разнится в зависимости от логистического оператора. Основное пред­ложение в 2017 году – 0,90 BYN с НДС за одну европаллету в сутки, но в текущем году многие уже увеличили его до 1–1,2 BYN с НДС. Стоимость ответственного хранения зависит от его объемов, на тендерах цена может падать и ниже 0,90 BYN, хотя есть и более высокие ставки.

В зависимости от уровня технического оснащения стоимость склада класса «А» составляет 800–900 USD за м2 без учета стоимости земли. В эту стоимость, как правило, включаются затраты, связанные с разработкой проекта, строительством склада и транспортных коммуникаций, а также его техническим оснащением.

Отметим, что на рынке логистических услуг стали появляться компании, предлагающие услуги аутсорсинга складского персонала.

Автор публикации: Дмитрий КУРОЧКИН, зам. заведующего кафедрой логистики и маркетинга «МИТСО»