«Лебединая» программа
В проекте Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы не учтены ни возможные внешнеэкономические шоки, ни «улыбки фортуны» для отечественной экономики. Но сюрпризы вполне вероятны, прежде всего, от нашего основного партнера – России. Именно там разрабатывается программа количественного смягчения, по своим принципам очень схожая с реализуемыми ФРС США, Банком Японии и Европейским Центробанком. Если она будет принята, это окажет значительное влияние и на экономику Беларуси.
Проект программы можно оценивать по-разному. К сожалению, у нее практически нет шансов быть выполненной из-за возможных неожиданных изменений внешних экономических условий. Такая же ситуация складывалась со многими параметрами предыдущих пятилетних планов. Например, Программа социально-экономического развития на 2001–2005 годы была в основном выполнена. В ней, в частности, ставилась задача увеличить среднюю зарплату в стране до 250 USD, и это удалось сделать. Правда, причиной успеха стали не столько действия правительства, сколько изменение внешних условий: нефть и другие сырьевые товары на мировом рынке неожиданно резко подорожали. В соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2001-2005 годы за пятилетку экспорт товаров и услуг должен был увеличиться почти на треть (31,8%) и достичь 9,275 млрд. USD. Но внезапное улучшение конъюнктуры мирового рынка позволило нарастить экспорт в 2005 г. до 18,146 млрд. USD, что было в 2 раза выше, чем прогнозировалось.
Воодушевленные таким подарком судьбы власти запланировали рост средней зарплаты в следующей пятилетке до 500 USD, что тоже удалось сделать. Средняя зарплата в декабре 2010 г. составила 527 USD. Однако достигнутый рубеж удержать не получилось, поскольку он был обеспечен путем административного ресурса в сочетании с искусственным завышением курса белорусского рубля за счет продажи валюты, позаимствованной за рубежом. Расплатой за это была девальвация 2011 г. и гиперинфляция. Средняя зарплата в декабре 2011 г. упала до 340 USD, сведя предыдущие успехи в минус. Причину такого обвала можно объяснять глобальным экономическим кризисом 2008–2009 гг. Однако это не помешало властям строить планы увеличения зарплаты на 2011–2015 гг. до 1 тыс. USD. Разумеется, им не суждено было сбыться, как объяснялось, тоже по уважительной внешней причине: обвал цен на нефть на мировом рынке, который привел к падению доходов от белорусского экспорта.
Таким образом, как неисполнение, так и исполнение пятилетних программ, по крайней мере, в отношении зарплаты, во многом было обусловлено неожиданными событиями, оказавшими значительное влияние на мировую экономику. Подобные явления американский, которые предсказать невозможно, экономист Нассим Талеб назвал «черными лебедями». Данный термин прижился и сейчас широко используется среди экономистов.
Рост vs тотальная экономия
Авторы белорусской программы на 2016–2020 годы учли негативный опыт прошлых лет. На этот раз они постарались уйти от установки целевых показателей по зарплате в долларовом эквиваленте. Однако от влияния «черных лебедей» этот прием не защищает. Возникает вопрос: не готовят ли мировая и российская экономики новые сюрпризы в ходе текущей пятилетки? Скорее всего, готовят, причем не один. В частности, это может быть принятие программы количественного смягчения в РФ, что предполагает увеличение дефицита российского бюджета до 3–5% от ВВП с проведением ежегодной эмиссии в объеме не менее 1,5 трлн. RUB, снижением ставки по ипотеке до 5–6% годовых, чтобы увеличить объемы жилищного строительства в стране примерно в 2 раза. Вероятность принятия именно политики количественного смягчения в РФ весьма велика.
Но если учитывать в прогнозировании человеческий и исторический факторы, можно научиться предсказывать неожиданные события, т.е. превратить «черных лебедей» в «белых». Тогда становится очевидным, что планы осуществления количественного смягчения в финансовой сфере не случайны. Это проявление фундаментальных процессов, протекающих как в России, так и в какой-то мере в нашей стране. Полагаю, что Беларусь в ближайшие годы ждут и другие сюрпризы.
Последствия реализации программы количественного смягчения в РФ для нас неоднозначны. С одной стороны, она даст возможность нашим субъектам хозяйствования увеличить экспорт в РФ в связи с выполнением заказов на модернизацию экономики, да и в жилищном строительстве белорусские предприятия могут поучаствовать. С другой – модернизированные российские предприятия вполне могут составить конкуренцию белорусским, причем не только на своем внутреннем рынке, но и на рынках развивающихся стран, куда мы стремимся внедриться. Белорусским властям сейчас очень важно избежать подобной конкуренции и активно включиться в процесс освоения российских ресурсов, которые будут выделены в рамках политики количественного смягчения.
Следует учитывать и возможность неудачи реализации планов экономического роста в РФ за счет перехода к такой политике. Это вполне вероятно, ведь и у нас она еще недавно активно проводилась в надежде, что за счет эмиссии и заимствований можно будет увеличить экспортную выручку и рассчитаться по долгам. Но получилось так, что деньги в экономику «влили», а структурных реформ, которые могли бы придать импульс для эффективного развития экономики, не последовало. Такое развитие событий не исключено и в РФ. Поэтому даже если в ближайшем будущем в России произойдет восстановление экономического роста и кратковременный «бум» на 2–3 года, то не исключено, что за ними последует обвал и девальвации российского рубля. И все это – на протяжении текущей пятилетки.
Учитываются ли данные процессы в нашей программе на 2016–2020 годы? Полагаю, что нет. Чтобы не «проворонить» рост экономики в РФ, в отечественную программу следовало бы ввести пункт об участии Беларуси в распределении ресурсов в рамках программы количественного смягчения. А чтобы не очень пострадать от возможного обвала экономики РФ, вызванного неудачным проведением структурных реформ (или их отсутствием), надо бы добавить пункт о разработке финансовых мер по снижению зависимости республики от финансовых кризисов в других странах и в первую очередь – в России.
При этом вряд ли удастся принципиально изменить проект программы на 2016–2020 годы. К тому же всех будущих «черных лебедей» предвидеть невозможно. Между тем следовало бы изменить ключевые подходы к этой программе: либо сделать ее менее конкретной, либо предусмотреть возможность адаптации к новым условиям. Допустим, в раздел «Эффективное государственное управление» можно вставить положение о создании структуры при правительстве или Президенте, способной оперативно реагировать на важные неожиданные события в мировой экономике и вносить соответствующие корректировки.
В проекте программы говорится, что «только те страны, которые быстрее других освоят лучшие достижения всего человечества и будут способны быстро меняться по требованию времени, имеют шанс на процветание». Посыл, конечно, правильный. Но на нем должна строиться и сама Программа. Например, в ней следовало бы учитывать возможное появление «черных лебедей». В противном случае программа на 2016–2020 годы по ряду позиций уже устарела, а впереди – новые неожиданности.
Справка «ЭГ»
Попытка понять, в каком именно направлении развивается страна, предпринята в книге «Природа и причины российских кризисов. Белый лебедь: истинная правда в экономической теории», изданной недавно в электронном виде. Она размещена на сайте автора статьи.