Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Логистика
14.10.2014 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КУДА УЕХАЛ ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ©

Беларусь ослабила позиции в рейтинге эффективности логистики, составляемом Всемирным банком, заняв в нынешнем году лишь 99 место из 160, тогда как в 2012 г. мы занимали 91-ю строку. Меры по повышению рейтинга планировалось предложить на конгрессе «Транспорт & Логистика», прошедшем 6–9 октября. Однако официальное обсуждение не состоялось — чиновники решили не привлекать внимания к показателям, которые не удалось улучшить. Поэтому о рейтинге судачили лишь в кулуарах, благо обстановка располагала.

Беларусь ослабила позиции в рейтинге эффективности логистики, составляемом Всемирным банком, заняв в нынешнем году лишь 99 место из 160, тогда как в 2012 г. мы занимали 91-ю строку. Меры по повышению рейтинга планировалось предложить на конгрессе «Транспорт & Логистика», прошедшем 6–9 октября. Однако официальное обсуждение не состоялось — чиновники решили не привлекать внимания к показателям, которые не удалось улучшить. Поэтому о рейтинге судачили лишь в кулуарах, благо обстановка располагала.

Эффективность логистической деятельности государства или региона специалисты ВБ оценивают на основе опроса международных, национальных или региональных логистических операторов, транспортно-экспедиторских компаний, организующих перевозку грузов различными видами транспорта, складских операторов, производителей продукции, дистрибьюторов, девелоперов, ритейлеров и иных участников внешнеэкономической деятельности.

В этом году рейтинг определялся на основе индивидуальных оценок почти 1000 экспертов частных компаний из 8 стран, торгующих с Беларусью. В частности, среди респондентов в 2012–2014 гг. были Европейская Ассоциация экспедирования, транспорта, логистики и таможенных услуг (CLECAT) и Европейская бизнес-ассамблея (ЕВА), хотя наша страна в этих организациях не представлена. Индекс эффективности логистики (LPI) сформирован по результатам электронного опроса с последующим агрегированием и ранжированием полученных данных. Индекс LPI состоит из 6-ти компонентов, оцениваемых по 5-балльной шкале (по нарастающей) на основании более 6 тыс. экспертных оценок. Динамика индекса для Беларуси и его составляющих в 2012 и 2014 гг. представлены в таблице.

В индексе учитываются основные сегменты национального рынка логистических услуг в контексте межстрановых сопоставлений, поэтому улучшение позиции страны в той или иной компоненте логистики не всегда приводит к улучшению места в рейтинге. Так, несмотря на рост эффективности логистической среды Беларуси с 2,53 баллов в 2007 г. до 2,64 балла в 2014-м, позиция страны ухудшилась с 74 до 99 места. При этом, хотя позиции республики по трем компонентам за последние 2 года улучшились и отставание от лидеров (Германии и Сингапура) немного сократилось, другие страны добились больших успехов, что и привело к снижению места Беларуси в рейтинге. Самой уязвимой остается позиция «Компетентность и качество логистических услуг» — 116 место.

По мнению некоторых специалистов, нашей стране не удалось улучшить позиции в рейтинге из-за множества барьеров, связанных с таможенным оформлением грузов. Так, отсутствует однократный таможенный контроль с использованием досмотровых комплексов при отправке груза (в таможне отправления), нет совместного таможенного контроля с таможенными органами Литвы на всех пунктах пропуска (принцип «Одна остановка)». Не ведется совместная (таможенно-МЧС) инспекция товара ADR до начала перевозки. Отсутствует (точнее, крайне зарегулирована) четкая таможенная процедура при вывозе брака (некондиции) и ввозе нового оборудования по условиям старой сделки.

Эксперты советуют отменить или хотя бы упростить Методические рекомендации по таможенному контролю лесоматериалов (утв. ГТК от 20.10.2009), в частности, отменить акт загрузки установленной формы и заключение БелТПП, Белтаможсервис и удостоверение о качестве, если экспортер — лесхоз. Нарекания вызывает низкая пропускная скорость передачи данных при электронном предварительном информировании таможенных органов для ввоза/вывоза товара в/из/через РБ (скорость менее 15 кБит/сек).

Порядок декларирования таможенной стоимости товаров в ДТС-2 участники ВЭД считают слишком сложным. Отсутствует возможность перемещения транзитом (из ЕС в РФ) груза по процедуре АТА, не создан уполномоченный орган для оформления желтого/белого листов при выезде из Беларуси на Россию. Вместо декларации доставки товара (ДДТ) следовало бы использовать товаросопроводительные документы (например, CMR-накладную). Участники опроса рекомендуют сократить срок проведения таможенного контроля и выпуска товаров в логистическом центре до 4 часов с момента принятия полного пакета документов, применяя при этом европейскую технологию таможенного оформления доверительного отношения. Специалисты отмечают, что белорусским законодательством не предусмотрена первоочередность или ускорение процедуры таможенного оформления груза внутри страны или на границе. Множество нареканий вызывают цены на размещение груза в транспортно-логистических центрах, которая достигает 9–11 EUR/паллето-место, тогда как в Евросоюзе они составляют 2–5 EUR.

Среди мер, предлагаемых для повышения позиций Беларуси в рейтинге LPI, участники исследования называют законодательное закрепление доступности информации о готовящихся проектах нормативных актов, касающихся внешнеэкономической деятельности, таможенного, фитосанитарного, карантинного и других видов оформления и контроля. Респонденты критикуют отсутствие услуг по сертификации или санитарному контролю и выдаче свидетельств на внутренних таможенных постах, что заставляет обращаться в центральные органы соответствующих структур, невозможность бесконтактного (без участия клиента) оформления товара.

Отмечено слабое освещение в мировых СМИ событий, связанных с инвестициями в транспортно-логистический сектор Беларуси. Респонденты считают необходимым скорейший переход на 100% операционную деятельность в торгово-транспортном секторе согласно Рекомендации № 18 СЕФАКТ ООН по упрощению процедур в международной торговле, в т.ч. при таможенном оформлении, статистическом декларировании и т.п.

Серьезным недостатком в глазах зарубежных компаний является избыточное регулирование, требования по предоставлению в различные госорганы документов, не имеющих прямого отношения к совершаемым административным процедурам. Например, для получения гигиенического сертификата нужно предоставлять копию внешнеторговго договора с CMR-накладной и отметкой таможни о размещении товара в ЗТК ПТО. «Напрягают» требования к оформлению оригиналов документов (на защищенной от подделок бумаге, на типовом бланке и т.д.), необходимость предоставления множества копий документов, заверенных участниками сделки или нотариусом, ограничения при признании документов, переданных по e-mail и (или) факсу.

Нередко истребуемые документы имеют исключительно познавательно-информационный характер (например, документы, подтверждающие платеж по аккредитиву, налоговое резидентство, справки о распределении транспортных расходов и т.п.). По мнению сотрудников компаний, достаточно было бы предоставлять лишь те документы, которые действительно нужны для контроля и надзора. При этом нет необходимости предъявлять завышенные требования соответствия различных условий контрактов и документов, в т.ч. взаимосвязанных, к полному тождеству в них всех реквизитов, например, наименований грузополучателей, номеров инвойсов, коносаментов и т.п. Особую критику вызывает размер административной ответственности за таможенные нарушения (вплоть до конфискации товара или транспортного средства), даже если причиной проступка является неумышленная ошибка.

Наконец, одной из мер по улучшению индекса специалисты считают разграничение таможенного оформления и процедуры раскредитования железнодорожных грузов, обрабатываемых через транспортно-логистические центры.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений