Кто в ответе за дом, построенный по госзаказу

Какие нормативные требования должны выполняться по обеспечению надлежащей эксплуатации жилых домов, строящихся по госзаказу?
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа от 08.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений» (далее – Указ № 215) строительство квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов (далее – жилые помещения) по программах госзаказа осуществляется для последующего их приобретения гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющими право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
В соответствии с новой редакцией Указа № 215 (изменения внесены Указом от 06.03.2025 № 94) с 1 июня 2025 г. жилые помещения, строящиеся по госзаказу, могут приобретаться государственными организациями и хозяйственными обществами (далее – организации) для предоставления своим работникам соответственно на условиях договора найма арендного жилья и договора найма жилого помещения частного жилищного фонда. Допускается также включение в программы госзаказа строительство квартир за счет бюджетных средств для предоставления гражданам арендного жилья и жилых помещений социального пользования.
Таким образом, на основании п. 1 ст. 146 ЖК с момента возникновения у граждан и организаций права собственности на приобретенные жилые помещения, находящиеся в многоквартирном жилом доме, построенном по госзаказу, возникает и совместное домовладение.
Подпунктом 1.16 п. 1 действующей редакции (подп. 1.17 п. 1 измененной редакции) Указа № 215 установлено, что для обеспечения надлежащей эксплуатации жилого дома городские, районные исполнительные комитеты в течение 15 дней со дня приемки в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, построенного по госзаказу, должны принимать решения о назначении уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Уполномоченным лицом является организация, назначаемая местным исполнительным и распорядительным органом в целях управления общим имуществом совместного домовладения, организации оказания и (или) оказания основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, за исключением услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения, определения исполнителей по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства, расположенных в пределах административно-территориальных единиц, и для осуществления иных функций, определенных законодательством (п. 1 ст. 154 ЖК).
При управлении общим имуществом совместного домовладения уполномоченным лицом, каждый участник совместного домовладения, лицо, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, обязаны заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения (п. 1 ст. 155 ЖК).
Типовой договор на управление общим имуществом совместного домовладения закреплен постановлением Совмина от 27.01.2009 № 99 (приложение 2).