Кто контролирует погрузку
Грузоотправитель ненадлежащим образом загрузил транспортное средство, а перевозчик погрузку не проконтролировал. Кто несет ответственность за утрату потребительских свойств груза, которая произошла в результате его смещения при транспортировке?
В экономический суд обратилось ОДО (заказчик перевозки груза) с иском о взыскании с ЧТУП (перевозчик) 1246,40 EUR ущерба, причиненного повреждением части товара при осуществлении международной перевозки груза по маршруту г. Ивацевичи (Беларусь) – г. Стараховице (Польша) на основании заявки от 07.05.2018.
Истец считал, что перевозчик (точнее, работающий на него водитель транспортного средства) обязан контролировать укладку груза и надежность его крепления в грузовом отсеке, а также представил доказательства, подтверждающие размер причиненных убытков в ходе грузоперевозки, в т.ч. протокол рекламации на услуги, составленный и подписанный уполномоченными лицами. Этот документ содержал информацию о повреждении 240 древесностружечных ламинированных плит, а также предлагал способ урегулирования рекламации: переоценка стоимости плит до цены необработанной плиты – 150 EUR за м3 в Люблине. Разница в цене составила 1246,40 EUR – эта сумма и была удержана грузополучателем с ЧТУП.
Судьи также ознакомились с пояснениями грузоотправителя (ОАО): пакеты ламинированного ДСП были упакованы согласно СТБ 1348-2009, данный вид упаковки используется ведущими производителями. По его мнению, грузоперевозчик должен учитывать, что резкое торможение и резкие маневры во время транспортировки могут привести к смещению плохо закрепленного груза.
Возражая против исковых требований, представитель ЧТУП утверждал, что перевозчик не обязан был проверять достаточность и надежность упаковки, ее соответствие стандартам. Ссылался на отсутствие доказательств, подтверждающих стоимость груза, и на необоснованность удержания денежных средств грузополучателем. По мнению ответчика, вывод суда о размере ущерба, возникшего ввиду повреждения груза, не обоснован материалами дела.
Экономический суд, рассматривая данный спор, руководствовался п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 25 Конвенции о договоре международной перевозки автомобильным транспортом (далее – КДПГ), ч. 8 ст. 44 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон), ч. 2 п. 69, ч. 4 п. 71, ч. 1 п. 74 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970. Суд пришел к выводу, что ЧТУП является ответственным за повреждение груза в процессе перевозки, поскольку свои обязательства по доставке груза оно исполнило ненадлежащим образом.
В итоге с перевозчика в пользу ОДО взыскано 1246,40 EUR в возмещение ущерба, 612,50 руб. расходов по госпошлине и 250 руб. расходов на оплату юридической помощи.
Апелляционная инстанция экономического суда согласилась с таким решением.
Верховный Суд, в свою очередь, пришел к выводу, что обжалуемые решение от 28.11.2018 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2019 следует оставить без изменений, а кассационную жалобу ЧТУП – без удовлетворения.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки, если не докажет, что все эти неприятные происшествия – результат обстоятельств, избежать которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.
Как видно из материалов дела, повреждение груза произошло по причине ненадлежащего крепления груза в грузовом отсеке, из-за чего и произошло его смещение во время движения. Ссылки заявителя кассационной жалобы о ненадлежащей упаковке груза не подкреплены доказательствами. Так, осуществляя контроль за погрузкой, ответчик не сделал в накладной CMR записи о ненадлежащем креплении груза и не известил об этом заказчика перевозки. Отсутствие в транспортном документе отметок относительно упаковки свидетельствует о том, что груз и его упаковка в момент принятия к перевозке были в надлежащем состоянии.