Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Резонанс
09.07.2013 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КРЕСТЬЯНЕ ПРОТИВ ПРОТЕКЦИОНИЗМА

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приостанавливает вступление в силу решения о введении специальной защитной пошлины на ввозимые на территорию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана зерноуборочные комбайны.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приостанавливает вступление в силу решения о введении специальной защитной пошлины на ввозимые на территорию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана зерноуборочные комбайны.

Основанием для этого стало письмо премьер-министра Республики Казахстан Серика Ахметова от 4.07.2013 г. с предложением вынести на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств вопрос об отмене решения Коллегии ЕЭК от 25.03.2013 «О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Напомним, что в конце июня 2013 г. ЕЭК для защиты производителей стран Таможенного союза приняла решение о введении на 3 года специальной защитной пошлины, на 1/4 повышающую стоимость зерноуборочных комбайнов и их модулей. Перед этим в апреле ЕЭК отказала Казахстану во введении для него специальной квоты на ввоз 200 комбайнов по старым таможенным ставкам (5%).

По итогам расследования комиссия зафиксировала резкий рост импорта данной продукции в 2009–2012 гг., что нанесло ущерб соответствующей отрасли экономики Таможенного союза и стало основанием для применения специальной защитной меры. В 2009–2011 гг. объем импорта зерноуборочных комбайнов в страны ТС в абсолютных показателях вырос на 19,1%, а в I полугодии 2012 г. — на 92,9%. Это привело к снижению объема производства зерноуборочных комбайнов на 14,4%, к падению объемов их продаж на 43,4% и росту товарных запасов на 67,4%. В итоге доля производителей комбайнов на рынке ТС сократилась на 14,3 процентных пункта, а прибыль — в 3,6 раза. Данные тенденции усилились в 2012 г. Кстати, в январе–апреле т.г. по сравнению с январем–апрелем 2012 г. физический объем экспорта белорусской сельхозтехники сократился на 21%, причем поставки в Россию упали на 22%, а в Казахстан, напротив, выросли на 30,2%.

По информации ЕЭК, белорусские и российские предприятия, в т.ч. ООО «Клаас», «Гомсельмаш», «Лидагропроммаш», «Ростсельмаш», Красноярский завод комбайнов выпускают сельхозтехнику, не уступающую по своим характеристикам аналогам из других стран. Однако в Союзе фермеров Казахстана (СФК) считают, что комбайны, сделанные в странах Таможенного союза, менее производительны и часто ломаются, что приводит к простоям техники и дополнительным затратам на ремонт. При этом, согласно данным СФК, в 2012 г. из закупленных за рубежом 1059 зерноуборочных комбайнов 81% составляет продукция стран Таможенного союза. Таким образом, имеет место здоровая конкуренция, которая могла бы вдохновить производителей в России и Беларуси на улучшение качества своих машин, удешевлять их, сказал в интервью ИА «Казах-зерно» президент СФК Ауезхан Даринов.

Складывается интересная ситуация: в ТС есть силы, готовые отстаивать нормы ВТО и бороться против привычных протекционистских мер (по крайней мере, в тех сферах, где эти силы являются потребителями, а не производителями). В СФК также отмечают, что уровень господдержки в странах ТС неодинаков: в Беларуси объемы субсидирования аграрного сектора находятся на уровне 18% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства, в России — около 10, в Казахстане колеблются в пределах 2–4%. А потому казахстанские крестьяне не согласны оплачивать неконкурентоспособность российского и белорусского машиностроения. Кто последует их примеру?

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений