Корректируется Закон о городском электрическом транспорте и метрополитене
Правительство направило в Палату представителей законопроект о внесении изменений в Закон о городском электрическом транспорте и метрополитене. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале.
Цель законопроекта – привести действующий Закон от 05.05.2014 № 141-З «О городском электрическом транспорте и метрополитене» (далее – Закон) в соответствие с другими законодательными актами, обеспечить единые подходы к регулированию организации и выполнения пассажирских перевозок электрическим транспортом (трамваи и троллейбусы), метро и автомобильных перевозок пассажиров.
Одно из предлагаемых новшеств касается операторов перевозок пассажиров. По действующему Закону в их качестве может выступать только государственное юридическое лицо. Так, согласно ст. 1 Закона оператор перевозок пассажиров (и городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, и метрополитеном) – это государственное юридическое лицо, оказывающее услуги по организации перевозок пассажиров, но не выполняющее такие перевозки.
Предлагается исключить данное ограничение: операторами автомобильных перевозок пассажиров (и городским электрическим транспортом, и метрополитеном) смогут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица – по аналогии с операторами автомобильных перевозок пассажиров.
В Законе появится новая статья статьей 41, согласно которой контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом возлагается на госучреждение «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь». При организации перевозок контроль будет осуществляться в соответствии с законодательством о контрольной деятельности в формах выборочных и внеплановых проверок, мониторингов и т.д., а при выполнении перевозок – в формах мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, профилактических и предупредительных мер.
Закон предлагается дополнить также статьей 291 «Контрольно-ревизорская служба на городском электрическом транспорте». Согласно ей работники контрольно-ревизорских служб, осуществляющие в т.ч. проверку у пассажиров проездных документов и документов, подтверждающих право на льготы, включая бесплатный проезд, при исполнении своих служебных обязанностей пассажирами не являются.
С учетом расширения возможностей оплаты проезда посредством информационной системы продажи билетов, через мобильные приложения, а также бесконтактной банковской картой и т.д. определение термина «электронный билет» дополняется словами: к электронному билету приравнивается электронная запись, сформированная в системах продажи билетов или автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда.
Совету Министров поручается установить:
– порядок осуществления оплаты услуг оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом (в регулярном сообщении);
– порядок осуществления оплаты услуг оператора перевозок пассажиров метрополитеном.
В новой редакции излагается ст. 11 Закона, посвященная общим условиям организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном. Корректируются ст. 12, регламентирующая вопросы заключения договора об оказании услуг оператора (дополняется перечень услуг), и ст. 27 в части норм, связанных с досмотром ручной клади пассажиров метро.
Напомним, что законопроект прошел общественное обсуждение с 6 по 15 июня 2022 г.