Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Контуры будущей пенсионной реформы

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Представляя депутатам план работы правительства до 2025 года, премьер-министр Роман Головченко заявил о необходимости «переформатировать пенсионную систему». Детали предстоящих изменений пока не раскрываются, однако известно, что упор будет сделан на механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей.

Необходимость новой пенсионной реформы обсуждается не в первый раз в текущем году. О перспективах изменения системы пенсионного обеспечения мы писали еще в марте (статья «В Беларуси назревает пенсионная реформа» в «ЭГ» № 18 за 10.03.2020).

 

Горькое лекарство от дефицита

Формально бюджет ФСЗН остается профицитным, но не все его расходы оплачиваются за счет взносов плательщиков. Размер субвенций из государственного бюджета в январе-сентябре 2020 г. составил 891 млн руб., что на 18,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Темп роста доходов ФСЗН сокращается. Если за последний квартал средняя зарплата выросла на 4,5%, то доходы фонда – только на 2,5%. При этом каждое новое увеличение пенсий повышает давление на расходную часть бюджета.

Повышение пенсионного возраста, стартовавшее в 2017 году, позволило выиграть время, однако ситуация от этого принципиально не изменилась: сейчас на 1,7 занятых в экономике приходится 1 пенсионер, при том, что катастрофическим для солидарной системы является соотношение 1,5:1, о чем недавно писали на сайти Минтруда и соцзащиты в статье о гарантиях, предоставляемых государством пенсионерам.

Поэтому последние объявленные намерения правительства в сфере социального обеспечения (сокращение декретного отпуска и пенсионная реформа) являются вынужденными мерами, призванными преду­предить серьезный дефицит бюджета системы социальной защиты.

 

Вся нагрузка на нанимателей

Если сокращение декретного отпуска – непопулярная, но технически легко осуществимая мера, то с пенсионной реформой все гораздо сложнее. Вне зависимости от того, какой путь выберет правительство – сохранение солидарного характера пенсионной системы, введение накопительных элементов или решение проблемы через страхование, изменения повлекут увеличение пенсионных отчислений, которые разделят между собой наниматель и работник.

Таким образом, пенсионная реформа неизбежно увеличит нагрузку на бизнес, который в последние годы находится не в самой лучшей форме. Одно дело, если бы пенсионная реформа реализовывалась в благоприятных макроэкономических условиях при растущей экономике. Но взвалить на нанимателей дополнительные расходы в ситуации, когда экономика только оправляется после тяжелого кризиса, – решение, которое может существенно затруднить последующее восстановление.

 

Можно ли доверять финансовой системе

Введение накопительных механизмов в системе пенсионного обеспечения предполагает способность институтов, которым будут доверены накопления, сохранить покупательскую способность пенсионных сбережений и получить некоторую доходность при низком риске. Однако несмотря на то, что закон об инвестиционных фондах вступил в действие еще в июле 2018 г., за это время не было создано ни одного такого института. Да и инвестиционных инструментов с низкой степенью риска, которые подошли бы для преумножения пенсионных накоплений, с учетом степени развития нашего фондового рынка не так уж и много. Это могут быть депозиты, ВГДО и наиболее качественные корпоративные облигации (Банка развития, Белорусской железной дороги).

Довольно сложно представить систему пенсионного обеспечения, построенную на использовании одной только национальной валюты. Белорусский рубль неоднократно показывал уязвимость покупательской способности из-за склонности к девальвации и высокой инфляции. Остается надеяться, что авторы реформы учтут эту особенность и позволят будущим пенсионерам самим выбирать валюту накоплений. Если в таком качестве будет принципиально определен белорусский рубль без права рассмотрения вариантов валюты накопления работником и нанимателем, такая пенсионная система будет заранее обречена на неудачу.

Логично предположить, что в систему пенсионного обеспечения будут включены инструменты накопительного страхования – услуга, которую сегодня на рынке представляют государственное предприятие «Стравита» и частное СООО «ПриорЛайф». То есть уже сегодня будущий пенсионер может позаботиться о получении дополнительной пенсии и сформировать программу периодических отчислений для этих целей. Несмотря на то, что спрос на такие услуги растет, общий охват ими населения остается низким. Даже трехлетний период – минимальный срок, необходимый для получения налоговых льгот, – многим кажется слишком большим для планирования. И здесь мы подходим к тому, что не все будущие пенсионеры финансово грамотны и могут принимать взвешенное решение о выборе вариантов накопления для получения дополнительной пенсии.

Таким образом, с финансовой точки зрения реализация пенсионной реформы потребует поиска таких решений, которые позволили бы предложить безопасные инструменты накопления в ситуации кризиса доверия к национальной валюте и отсутствия институтов, способных профессионально и прозрачно управлять пенсионными сбережениями.

 

Защитить всех пенсионеров

В связи с поэтапным ежегодным повышением на 6 месяцев, начиная с 2017 года, пенсионного возраста, часть «предпенсионеров» вынуждена была продолжить работать, хотя согласно прежнему законодательству должны были выйти на пенсию. Кроме того, из-за ежегодного увеличения на 6 месяцев другого необходимого для назначения трудовой пенсии параметра – страхового стажа (периода, когда уплачивались взносы в ФСЗН), часть «предпенсио­неров» попали в т.н. «пенсионную ловушку» и не успевают наработать минимальный страховой стаж.

Поэтому возникает вопрос: что делать с пенсионерами, которые не могут принимать участие в реализации новых элементов системы пенсионного обеспечения. Если распространить новые правила индивидуального накопления и на них, то по мере того, как государство будет отходить от солидарной пенсионной системы и делать упор на накопительных элементах, доходы таких пенсионеров станут сокращаться.

Непонятно, удастся ли сохранить выплаты нынешним пенсионерам на прежних условиях, если все остальные работники начнут накапливать пенсию по-новому, направляя отчисления на формирование собственного фонда. Как изменить солидарную систему без ухудшения жизни имеющихся пенсионеров – главная проблема любой пенсионной реформы. Пока не будет ответа на этот вопрос, все остальные предложения останутся второстепенными.

***

Реформирование пенсионной системы является ситуацией без универсального решения, которое устроило бы все участвующие стороны. Но сохранять существующий порядок выплаты пенсий больше невозможно, а любое косметическое решение – упущенное время.

Правительство вряд ли решится полностью заменить действующую систему. Скорее всего, проблему будут решать за счет нанимателей, а государство возьмет на себя роль регулятора и распределителя, ограничив свое финансовое участие в новых элементах пенсионной системы предоставлением налоговых льгот. В любом случае дефицит бюджета и сложная макроэкономическая обстановка не позволят слишком долго тянуть с решением проблемы.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений