Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Контрсанкции: разъяснения есть, вопросы остались

Фото: Global Look Press/dpa/Christian Charisius

В течение недели до вступления в силу постановления правительства от 23.04.2021 № 240 «О применении специальных мер» (начнет действовать с 5 мая) государственные органы опубликовали три комментария с подробностями того, как будет работать механизм контрсанкций. Но пока в них нет ответов на ряд вопросов бизнеса.

Как сообщалось, Совмин ввел запрет на ввоз и реализацию на территории страны продукции компаний Liqui Moly, Škoda Auto и Beiersdorf (см. статью «Санкции с косметическим эффектом. Но могут ударить по своим», «ЭГ» № 31 за 27.04.2021).

Первыми нововведение прокомментировали в МАРТ. Там напомнили, что нормы постановления № 240 не распространяются на ввозимые гражданами в Беларусь товары для личного пользования, транспортные средства, которые зарегистрированы в государствах – членах ЕАЭС, а также временно ввозимые на таможенную территорию объединения.

Субъекты торговли, у которых на дату вступления в силу документа будут находиться остатки запрещенных товаров, приостанавливают оптовую или розничную торговлю такими товарами, в течение пяти рабочих дней проводят инвентаризацию их остатков и оформляют инвентаризационную опись.

В министерстве обратили внимание, что инвентаризации подлежат также остатки товаров во вскрытой потребительской упаковке с указанием их объема (массы).

После этого не позднее пяти рабочих дней с даты составления такой описи субъекты хозяйствования должны представить два ее экземпляра в налоговую инспекцию по месту постановки на учет и в течение 60 календарных дней обеспечить маркировку остатков таких товаров специальными контрольными знаками. Их реализация поручена РУП «Издательство «Белбланкавыд» на возмездной основе на основании копии инвентаризационной описи, поступившей из инспекции МНС.

После маркировки остатков можно будет продолжить их реализацию. При этом остатки во вскрытой упаковке реализуются или используются без маркировки в течение 60 календарных дней с даты проведения инвентаризации, но не более установленного срока годности.

Из комментария следует, что соблюдение запретов, установленных постановлением № 240, МАРТ будет контролировать «в рамках проводимых контрольно-аналитических мероприятий». Там же сказано, что этим будут заниматься и другие ведомства, в частности, МНС и его территориальные органы, подразделения Госстандарта, Минздрав, облисполкомы и Мингорисполком.

 

МНС: протокол за неповиновение

В пояснении к документу, распространенному МНС, уточняется, что в инвентаризационную опись не включаются остатки товаров с просроченным сроком годности на дату ее составления.

Налоговая инспекция в день представления инвентаризационных описей проставляет на них отметки о дате приема, после чего один экземпляр возвращает субъекту торговли, копию второго экземпляра в течение пяти рабочих дней направляет в «Белбланкавыд».

При выявлении не маркированных санкционных товаров налоговый орган будет выдавать требования о запрете их реализации и о необходимости их вывоза за пределы территории страны.

Если в материалах МАРТ указывалось, что нарушителям запрета грозит ответственность «в соответствии с законодательством», то в МНС решили ее конкретизировать: в случае невыполнения требования должностного лица налогового органа будут применяться меры административной ответственности, предусмотренные ст. 24.3 КоАП (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий). В отношении лиц, осуществляющих реализацию запрещенных товаров в нарушение установленного порядка, будет вестись процесс по ст. 13.3 КоАП (Незаконная предпринимательская деятельность).

 

ГТК: регистрации утильсбора не будет

Госстандарт и Минздрав пока не публиковали разъяснений о том, как они будут контролировать выполнение требований.

Комментарий же ГТК не внес конкретики в ответ на главный, волнующий предпринимателей и потребителей вопрос: что будет с продукцией указанных брендов, выпущенной в странах ЕАЭС и, в частности, в России, – они занимают значительную долю среди представленных у нас товарных позиций.

Исходя из текста постановления № 240 мы предполагали, что их запрет коснуться не должен. Вероятно, этот вывод был ошибочным: в ГТК сообщили, что таможенные органы не будут осуществлять оформление и выпуск в свободное обращение (либо выпуск для внутреннего потребления) запрещенных транспортных средств при их ввозе в Беларусь через таможенную границу ЕАЭС, а также регистрацию уплаты утилизационного сбора в отношении запрещенных автомобилей, в т.ч. ввозимых в из государств – членов объединения.

Однако, опять же, из этого напрямую не следует, что автомобили, произведенные в РФ, будут возвращаться.

Надеемся, к 5 мая недостающие ответы появятся. Иначе можно будет говорить о рисках для отечественного бизнеса, которые несут в себе не только сами ограничения, но и качество исполнения ответственными госорганами своих обязанностей.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений