Контрсанкции начали действовать. — Обещаны новые
Санкционная спираль по линии «Запад-Беларусь» продолжает раскручиваться. 5 мая вступило в силу постановление правительства от 23.04.2021 № 240 «О применении специальных мер». В Евросоюзе заявили о подготовке четвертого пакета санкций, а белорусские власти – о возможном расширении своего списка запретов.
Напомним, согласно постановлению № 240 запрещена продажа на территории Беларуси товаров западных компаний Liqui Moly, Škoda Auto и Beiersdorf, которые отказались в 2021 г. спонсировать Чемпионат мира по хоккею, если он пройдет в нашей стране (см. статью «Контрсанкции: разъяснения есть, вопросы остались», «ЭГ» № 33 за 04.05.2021).
При этом разрешена реализация остатков ввезенных ранее товаров.
Как выяснилось, запрет коснулся не только непосредственно произведенной в ЕС продукции, но и товаров, выпущенных на территории ЕАЭС, в т.ч. в России. Именно автомобили российской сборки составляли основу предлагаемого в Беларуси модельного ряда Škoda.
Несмотря на возможность продавать ввезенные ранее авто, основной импортер и все дилеры отказались от этого: ООО «ФелОкт-сервис» распространило 4 мая сообщение о приостановке продаж всех новых автомобилей марки до полного выяснения механизма действия запрета.
Бей своих, чтобы…
В тот же день власти дали понять, что чешскими авто и немецкой косметикой введенные контрмеры могут не ограничиться. Принимая премьер-министра, Александр Лукашенко заявил о «попытках запугать Беларусь санкциями», которые «нельзя оставлять без ответа». Было сказано, что «если европейцы хотят проблем у себя в связи с этими санкциями, они их получат».
Поэтому правительству поручено предоставить информацию о наиболее крупных европейских проектах в нашей стране и предприятиях, которые созданы на территории Беларуси, чтобы «посмотреть на их работу».
Из сказанного следует, что под санкции могут попасть предприятия с капиталом из стран ЕС. Первый возникающий вопрос: а кому от этого в первую очередь будет хуже? Инвесторам, которые, пускай и не без потерь, уйдут на другие рынки, или стране, в перспективе теряющей иностранные вложения, компетенции и созданные рабочие места?
Возможно, это контуры синхронизации решений с российским руководством – там недавно заявили о подготовке перечня «недружественных» РФ стран, компаниям из которых запретят нанимать сотрудников из числа российских граждан на ее территории. И это при продолжающемся коронавирусном кризисе и сокращении реальных доходов населения.
По данным Белстата, предприятия с капиталом из стран Евросоюза, на тот момент еще включавшего Великобританию (крупнейшего для нас европейского инвестора), в 2019 г. вложили в белорусскую экономику свыше 4 млрд USD. Это более 40% от общего годового объема иностранных инвестиций.
Поэтому попытки запрещать или как-то серьезно ограничивать деятельность европейских компаний напоминают выстрел себе же в ногу, еще более болезненный, чем запрет на ввоз определенной продукции.
Это странно звучит, но, видимо, ударить могут и по транзитному потенциалу Беларуси, который до этого столько лет продвигали. Из уст руководителя страны прозвучало, что европейцы не думают о последствиях своих решений и не учитывают транзитные преимущества доставки грузов через «нормальную Беларусь в центре Европы».
Судя по тому, что еще было озвучено, санкции могут коснуться европейских гуманитарных программ, некоммерческих организаций, по аналогии с РФ уже неофициально называемых «иностранными агентами». Им, как и средствам массовой информации, обещана перерегистрация.
Страсти по нефти
Санкции США на встрече глав государства и правительства были упомянуты вскользь – они названы «американским выпендрежем в экономике».
Хотя именно вокруг американских ограничительных мер и их гипотетических результатов в последние недели развивается интересный сюжет. 27 апреля агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что ряд российских нефтяных компаний могут приостановить поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы в мае в связи с риском попасть под вторичные санкции со стороны США, т.к. ограничения, действующие в отношении белорусских предприятий нефтехимического комплекса, предписывают прекратить с ними все отношения до 3 июня.
Дело в том, что если в 2015 г. (когда прошлые санкции еще действовали) речь шла о запрете сделок и иных действий для американских контрагентов с организациями из санкционных списков, то позже регламент действия санкций США вне зависимости от того, в отношении какой страны они вводятся, претерпел изменения. Теперь под ограничения могут попасть компании, не осуществляющие прямые контакты с организациями из перечней.
То есть «токсичность» американских санкционных списков сама по себе повысилась.
Белорусская сторона уже опровергла возможность сокращения поставок российского сырья на наши НПЗ. Роман Головченко 2 мая заявил, что нефть поставляется в соответствии с условиями этих контрактов, а «санкции-то американские, но мы в Америке нефть не покупаем».
Однако уже 4 мая представитель российского ПАО «Транснефть» сообщил, что трубопроводные поставки нефти из России в Беларусь в мае запланированы в объеме 608 тыс. тонн, что на 54% меньше, чем было поставлено месяцем ранее. Чем вызвано сокращение, в компании не пояснили.
Трудно себе представить полную или даже частичную остановку транспортировки в Беларусь российской нефти из-за санкций США, но временное снижение объемов в попытке посмотреть на их косвенную действенность, переориентация потоков, поиск схем ухода от возможных последствий – вполне возможны.
Об эффективности санкций как экономического инструмента решения политических проблем можно спорить. Однако уже сейчас все сильнее проявляется их психологический эффект, который может вызывать самые разные ответные реакции.