Конституционный Суд признал наличие пробела в кодексах об административных правонарушениях

Решение КС примечательно тем, что оно впервые принято по конституционной жалобе гражданина, а само обращение поступило от водителя, виновного в ДТП и иных нарушениях ПДД.
Конституционный Суд (КС) рассмотрел соответствие Конституции ст. 12.4 «Соединение дел об административных правонарушениях» ПИКоАП. Проверку конституционности инициировал водитель, привлеченный к административной ответственности сразу по трем статьям КоАП:
● за нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки (ч. 12 ст. 18.13 КоАП);
● за употребление водителем алкоголя после совершения ДТП до прохождения освидетельствования на предмет определения состояния алкогольного опьянения (ч. 4 ст. 18.15 КоАП);
● за оставление водителем места ДТП (ч. 2 ст. 18.16 КоАП).
Должностное лицо ГАИ назначило нарушителю штраф 245 базовых величин с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на 7 лет. Суды, вплоть до Верховного, в последующем это решение поддержали.
Статья 12.4 ПИКоАП дает право органу, ведущему административный процесс, соединять в одном процессе дела о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом.
Гражданин, подавший конституционную жалобу, полагал: если бы в его случае применили эту статью ПИКоАП, то наказание не было бы таким жестким, поскольку тогда нужно было бы применить и ст. 7.4 КоАП, которая устанавливает пределы по административным взысканиям, налагаемым на одно лицо за рассматриваемые одновременно правонарушения, образующие совокупность. Так, за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта предельный размер штрафа для физлица – 200 БВ, а лишить права вождения можно максимум на 5 лет.
В решении КС от 30.01.2025 № Р-1306/2025, опубликованном 5 февраля, отражены такие выводы:
1) сама по себе ст. 12.4 ПИКоАП соответствует Конституции. При этом законодатель не связывает правила наложения административного взыскания, содержащиеся в ст. 7.4 КоАП, непосредственно с соединением нескольких дел в одном процессе;
2) вместе с тем, следуя юридической логике, чтобы выполнить правила ст. 7.4 КоАП (т.е. определить окончательное административное взыскание за несколько правонарушений путем сложения взысканий за каждое из них), как раз и нужно соединить несколько дел в одном административном процессе;
3) положения ст. 7.4 КоАП и ст. 12.4 ПИКоАП находятся в системной взаимосвязи, но в правовом регулировании существует конституционно значимый пробел, который не делает эту взаимосвязь очевидной для правоприменителей;
4) данный пробел должен быть устранен Национальным собранием Беларуси с учетом правовых позиций Конституционного Суда, отраженных в вышеуказанном решении.
Таким образом, КС признал наличие пробела в законодательстве об административной ответственности. Его ликвидация, по идее, должна привести к тому, что дела о взаимосвязанных правонарушениях, совершенных одним лицом, будут соединяться, а наказание за нарушения будут суммироваться с соблюдением пределов взысканий, установленных ст. 7.4 КоАП.
Отметим, что решение № Р-1306/2025 является в некотором смысле историческим, поскольку фактически это первое решение, принятое Конституционным Судом по жалобе физического лица, где констатируется необходимость изменения законодательства. Право подать конституционную жалобу граждане Беларуси получили с 1 октября 2023 г. после референдума об изменении Конституции и вступления в силу новой редакции Закона «О конституционном судопроизводстве».