Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Комментарий юриста к решению

Максим Лашкевич

Конституционный Суд Республики Беларусь 3 октября 2019 г. принял решение «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» (далее – решение) – своим взглядом на ситуацию поделился Максим Лашкевич, партнер юридической компании «GRATA Интернэшнл БиУай».

Субъектам хозяйствования в процессе осуществления деятельности нередко приходится сталкиваться с проблемой правильного применения тех или иных положений нормативно-правовых актов (далее – НПА). Нередки случаи, когда требуется обращаться в уполномоченный орган за их толкованием.

Надо отметить, что процедура официального толкования НПА предусмотрена ст. 70 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах». Она осуществляется нормо­творческими органами в установленном законодательством порядке.

Программный документ «Национальная платформа бизнеса Беларуси – 2019» называет правовую неопределенность в целом и нестабильность законодательства в числе основных проблем, препятствующих расширению инвестиционного, ин­новационного, производственного, финансового и социального потенциала Республики Беларусь.

Цель принятия решения – определить юридическую силу и характер письменных разъяснений применения НПА (далее – письменные разъяснения) и закрепить их в законодательстве.

Конституционный Суд в своем решении установил, что такие письменные разъяснения направлены на формирование единообразной прак­тики применения действующего законодательства, следовательно, они не являются НПА и не уточняют такие акты. Сегодня законодательство, хотя и дает уполномоченным государственным органам право на подготовку письменных разъяснений, но обходит стороной вопрос, как конкретно такие письменные разъяснения должны пониматься гражданами, юридическими лицами и другими государственными органами и как они должны применяться. В решении отмечена позиция государственных органов о том, что следование таким письменным разъяснениям не исключает возможности привлечения к ответственности за нарушение НПА.

В связи с этим Конституционный Суд признал необходимым внести в законодательство изменения, на­правленные на разрешение сложившейся неопределенности, а имен­но – на установление юридической силы и характера письменных разъяснений.

Совмину предложено подготовить проект закона об изменении Закона «О нормативных правовых актах» и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь на рассмотрение.

Такие изменения позволят устранить в практике ситуации, при которых несколько разных государственных органов издают по одному и тому же вопросу несколько противоречащих друг другу письменных разъяснений.

Отмечу, что такие ситуации в практике могут ставить как граждан, так и юрлиц в неоднозначное положение, когда в соответствии с одним письменным разъяснением в их действиях нет нарушений, а в соответствии с другим – есть. Эти изменения тем самым станут важным шагом для обеспечения единообразного понимания законодательства как гражданами и юрлицами, так и различными государственными органами, в т.ч. судами, при возникновении споров.

Представляется, что принятие решения позволит частично решить проблемы правовой неопределен­ности в целом и нестабильности законодательства, на наличие которых постоянно указывает бизнес-­сообщество.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by