Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
06.08.2002 27 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 2002-06-27г.

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001г. N 66"

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001г. N 66"

Нормативные правовые акты в сфере безналичных расчетов всегда отличались высокой мобильностью. Данным постановлением правления НБ (далее -- постановление) внесены уже вторые за последний год достаточно крупные изменения и дополнения в Инструкцию о банковском переводе (далее -- Инструкция).

Дата валютирования

Постановление возвращается к определению даты валютирования, которое было в ранее действовавших нормативных актах о безналичных расчетах в иностранной валюте. Такое же определение сохранилось и в ряде действующих документов (см., например, Порядок расчетов по биржевым сделкам купли-продажи иностранной валюты, утв. пост. Совета директоров НБ 9.07.99г. N 18.1, Рекомендации об установлении корреспондентских отношений с иностранными банками, открытию и ведению счетов для международных расчетов, утв. НБ 9.09.97г. N 947). Дата валютирования обычно является дополнительным, необязательным реквизитом платежной инструкции. Чаще всего используется при исполнении платежных инструкций в инвалюте. При наличии в платежной инструкции даты валютирования банк обязан зачислить или списать денежные средства в соответствии с указанной датой (пункты 15, 26, 48, 49, 74, 135 Инструкции).

Техническая ошибка

Как признает сам НБ, ранее достаточно часто банки, руководствуясь своим пониманием технической ошибки, самостоятельно списывали зачисленные в результате ошибки на счет денежные средства без согласия владельцев счетов ("НЭГ", N 53, 2002-07-23г., с.3). Практике известны случаи, когда банки без согласия владельца счета исправляли не свои ошибки, а упущения, допускаемые клиентами. Например, плательщик (ООО "Д") перечислил получателю платежа (АО "М") не 10 млн. ВYR, как предусмотрено договором между ними, а 100 млн., ввиду того, что бухгалтер ООО "Д" случайно допечатал лишний ноль. Ситуация осложнялась тем, что к счету АО "М" имелась картотека. И лишние в этой ситуации 90 млн. ВYR эту картотеку как раз покрывали. Однако в результате банк по просьбе ООО "Д" списывал со счета АО "М" лишних 90 млн. ВYR и перечислял их обратно ООО "Д". Тем самым, он шел навстречу ООО "Д", вмешиваясь в отношения между субъектами хозяйствования, что в принципе не в его компетенции.

Постановление дает более четкое понятие технической ошибки (п.1.1 постановления, п.1.20 Инструкции) как ошибки, допущенной банком (но не клиентами). В указанном выше случае перевод на большую сумму не является технической ошибкой, и клиенты должны урегулировать свои отношения самостоятельно в общем порядке. Однако, если ошибся банк (например, списал со счета не 10 млн., а 100 млн. ВYR и зачислил на счет другого клиента), то налицо техническая ошибка. Она может также проявляться и в переводе и зачислении сумм не тому бенефициару (банку-корреспонденту). Например, деньги зачислены не АО "Новый Горизонт", а АО "Горизонт".

Преимущества, которые дает признание той или иной операции по банковскому переводу технической ошибкой банка, заключаются в том, что возврат средств, переведенных в результате технической ошибки бенефициару, осуществляется вне очередности платежей, установленной законодательством. Отсюда, если деньги переведены неправильно в результате ошибки клиента, а не технической ошибки банка, то преимуществ внеочередного списания нет -- списание осуществляется в общем порядке.

В силу Инструкции сумма излишне переведенных средств и средств переведенных не тому бенефициару списывается банком лишь на основании платежных инструкций бенефициара -- получателя платежа (часть 5 п. 8 Инструкции). По общему правилу банк не может возвратить, самостоятельно списав, деньги, излишне переведенные либо переведенные не тому лицу. Иное может быть установлено:

а) договором между банком и бенефициаром (банком-корреспондентом). В частности, договором может быть предусмотрено право банка самостоятельно списать со счета клиента ошибочно зачисленную сумму, например на основании мемориального ордера банка;

б) в судебном порядке. Если бенефициар не желает отдавать ошибочно зачисленные деньги и договором не предусмотрено право банка самостоятельно исправить ошибку, остается обратиться в суд с иском о взыскании необоснованно полученного.

Но проблема в том, что ст. 256 БК предусматривает, на наш взгляд, в качестве общего правила все же самостоятельное право банка списывать сумму технической ошибки, даже при отсутствии у банка такого права в договоре. Формально Инструкция, говоря о списании неправильно переведенных средств (часть 5 п. 8), не называет это технической ошибкой. Что может дать основания сказать, что часть 5 п. 8 Инструкции говорит о необходимости исправления (по общему правилу) платежной инструкции владельца счета лишь тогда, когда имеет место ошибка клиента или иная ошибка, не являющаяся технической ошибкой. Исходя из такого понимания банк при технической ошибке в силу ст. 256 БК самостоятельно, по общему правилу, списывает деньги. Поэтому, на наш взгляд, НБ, пытаясь прояснить ситуацию, немного ее запутал. Учитывая это, чтобы избежать путаницы, все вопросы, связанные с технической ошибкой, в настоящее время все же стоит урегулировать в договоре с клиентом.

Необходимо обратить внимание на то, что в силу части 7 п. 8 Инструкции в случае зачисления денег в результате технической ошибки на счет, расходные операции по которому приостановлены (наложен арест), возврат таких средств осуществляется с согласия органа, наложившего арест (приостановившего операции по счету).

Электронные платежные инструкции и документы

Постановление существенно изменяет ряд правил, касающихся использования электронных платежных инструкций и иных документов. С одной стороны, пункты 68 и 69 Инструкции (п.п.1.31 и 1.32 постановления) в настоящее время разрешают передачу в электронном виде не только платежных инструкций, но и заявлений на акцепт или на отказ от оплаты платежных требований (отказ от акцепта) при акцептной форме инкассо. Порядок предоставления этих документов в электронном виде определяется договором между банком и клиентом и во многом идентичен порядку предоставления в электронном виде самих платежных поручений и платежных требований.

С другой стороны, постановление устанавливает ряд ограничений. И самое главное заключается в том, что электронные платежные инструкции и иные документы должны обязательно дублироваться на бумажном носителе тогда, когда их представляют клиенты, срок обслуживания которых банком составляет менее года (т.е. недавно открывшие в банке счета). Клиенты должны предоставлять на бумажном носителе платежные поручения или их реестры, заявления на акцепт платежных требований или их реестры, заявления на отказ от оплаты платежных требований (на отказ от акцепта) в подтверждение передачи ранее этих документов в электронном виде (п.п.16, 68, п/п 69.1 Инструкции -- п.п.1.7, 1.31, 1.32 постановления). Платежные поручения и реестры платежных поручений на бумажном носителе заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам, а заявления об акцепте (отказе от акцепта) заверяются в установленном порядке. Условия о сроках и порядке предоставления таких документов на бумажном носителе определяется в договоре между банком и клиентом, однако он не может превышать 10 календарных дней после предоставления электронных документов (часть 7 п.16, часть 4 п.68, часть 15 подп. 69.1 Инструкции). В договоре между банком и клиентом также должна быть предусмотрена ответственность клиента за нарушение этих сроков. Помимо этого банк-отправитель (банк плательщика) формирует на бумажном носителе копии платежного поручения в необходимом количестве и направляет соответствующий экземпляр банку получателя платежа (часть 5 п. 16 Инструкции).

Что касается электронных платежных требований, то их копии и копии реестров требований на бумажном носителе формируют банки получателя платежа и направляют в банк-отправитель (банк плательщика) не позднее следующего банковского дня (п. 1.29 постановления, п. 61 Инструкции). Как указывал НБ в письме от 2002-02-20г. N 19-15/2732 "Об оформлении банком копий платежных требований" на бумажных копиях платежных требований не требуется наличия символов, соответствующих электронной цифровой подписи или тестирующему ключу.

Попытки введения практики дублирования электронных платежных инструкций бумажными носителями НБ предпринимал и задолго до рассматриваемого постановления. В частности, письмом от 2002-01-29г. N 19-15/1672 "О предоставлении в банк платежных поручений или их реестров" до обеспечения возможности практического использования положений Закона об электронном документе клиенты банков, осуществляющие кредитовые переводы путем электронных платежных поручений, в подтверждение их передачи обязаны предоставлять в банк оформленные в письменном виде платежные поручения или реестры платежных поручений. Более того, НБ рекомендовал при заключении договора с клиентом предусматривать само использование клиентом электронных платежных инструкций только по истечении 30 календарных дней с даты открытия счета, а до этого использовать лишь платежные инструкции на бумажном носителе.

Однако после 1 августа 2002г. это письмо НБ должно применяться лишь в части, не противоречащей постановлению. Поэтому обязанность дублирования электронных инструкций и документов бумажными должно распространяться не на всех клиентов (как указано в письме), а лишь на тех, срок обслуживания которых банком составляет менее года. Но тут возникает вопрос, что это за клиенты? Если предприятие имеет счет в банке с 1992г., но недавно перешло на обслуживание в другой банк и обслуживается там всего 5 месяцев, можно ли его отнести к клиентам, срок обслуживания которых составляет менее 1 года, и требовать от него бумажного дублирования электронных инструкций? Или же это клиент, срок обслуживания которого в банке составляет 9 лет? Как указывает сам НБ, данные меры приняты "в целях оказания содействия контролирующим органам в части принятия мер по предотвращению лжепредпринимательства и легализации доходов, полученных незаконным путем" ("НЭГ", N 53, 2002-07-23г., с.3). Данные меры согласованы с Комитетом госконтроля. Поэтому главная цель таких мер -- борьба с фирмами-"однодневками". В связи с этим, на наш взгляд, под клиентами, срок обслуживания которых составляет менее 1 года, понимаются клиенты, которые имеют счет в банке (не в данном конкретном, а вообще банковский счет) менее 1 года. То есть обычно недавно созданные, зарегистрированные юридические лица и предприниматели. Поэтому в указанном выше примере предприятие имеет счет в банке 9 лет и при использовании электронных инструкций от него, на наш взгляд, можно не требовать бумажных дубликатов.

Постоянно действующие платежные поручения

Постоянно действующим платежным поручением (далее -- ПДПП) является поручение, в соответствии с которым банк обязуется переводить средства плательщика в пользу получателя платежа в определенные сроки, при поступлении денежных средств на счет плательщика и в других случаях. Постановление расширяет сферу использования ПДПП.

Во-первых, банк плательщика в настоящее время вправе принимать к исполнению ПДПП даже тогда, когда это специально не оговорено в договоре между банком и клиентом (часть 1 п. 17 Инструкции -- п. 1.8 постановления). Ранее банки принимали их к исполнению лишь в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством или договором между банком и плательщиком. Новое положение Инструкции вполне логично, т.к. ПДПП -- разновидность платежного поручения и не имеет смысла специально включать возможность его использования в договор между банком и клиентом или принимать по этому поводу специальный акт законодательства. Это стандартная банковская услуга. Правда, отметим, что для применения ПДПП необходимо, чтобы расчеты с его использованием были предусмотрены договором между плательщиком (скажем, покупателем) и получателем платежа (продавцом).

Во-вторых, в ПДПП может указываться не точная сумма и валюта перевода, а "запись о порядке определения банком суммы перевода". Вместо номеров и дат документов, служащих основанием для осуществления платежа, может быть указаны порядок и периодичность представления (поступления) в банк документов. Банк может потребовать, чтобы инструкции по этому поводу были достаточно четкими. Это новый механизм может стать очень удобным при неоднократных переводах по ПДПП. Скажем, плательщик должен уплачивать денежные средства за товары, поставляемые ему партиями. Он может указать в ПДПП, что сумма оплаты определяется исходя из сумм, указываемых в каждом конкретном случае в представляемых в банк актах приема-передачи товаров, товарно-транспортных накладных, спецификациях, дополнительных соглашениях и т.п. При этом даже не надо указывать реквизиты этих документов, достаточно указать порядок и сроки их предоставления. По общему правилу, эти документы должны представлять плательщики. Учитывая, что при использовании такой модели банк больше затрачивает времени на обработку документов, подсчет сумм, не следует удивляться тому, что за услуги по использованию ПДПП банк может взимать вознаграждение, и даже более высокое, чем за обработку иных платежных инструкций.

В-третьих, на основании ПДПП отныне могут осуществляться межбанковские переводы (часть 3 п. 133 Инструкции с учетом измен. и дополн. -- п. 1.51 постановления). Ранее они (переводы между банками) могли осуществляться лишь на основании обычных платежных поручений.

Платежные требования

Постановление расширяет сферу использования платежных требований при акцептной форме инкассо. Ранее эта форма могла использоваться лишь в ограниченных случаях, прямо указанных в п. 58 Инструкции (при расчетах за товары, работы, услуги; по банковским операциям; в иных случаях, прямо предусмотренных документами НБ). В настоящее время акцептная форма инкассо может применяться как при расчетах за отгруженные товары (работы, услуги), так и в любых других случаях по усмотрению сторон. Например, в настоящее время стороны договора займа могут предусмотреть, что заимодавец вправе потребовать возврат займа, платы процентов, предъявив к счету заемщика платежное требование с теми или иными формами акцепта (в частности, с предварительным акцептом, существенно защищающим интересы кредитора-заимодавца). Стоит учитывать, что если в платежном требовании неверно указаны номера счетов или наименования плательщиков, но банк, несмотря на это, может установить плательщика, такие платежные требования оплачиваются только с последующим акцептом, даже если они предусматривают оплату с предварительным акцептом или акцептом с возможностью отказа (абзац 5 части 2 подп. 69.2 Инструкции -- п.1.32.2 постановления).

Оформление платежных инструкций

Постановление предусматривает некоторые новые правила оформления платежных инструкций. По-прежнему сохраняется требование о том, чтобы в поле "Плательщик" платежного поручения и в поле "Бенефициар" платежного требования указывался УНН этих лиц. Нововведением является то, что при заполнении поля "Бенефициар" платежных поручений (когда перевод осуществляется между клиентами банков-резидентов) и при заполнении поля "Плательщик" платежных требований указание УНН (для субъектов хозяйствования) либо реквизитов документов, удостоверяющих личность (для физических лиц) осуществляется лишь в случае, если данная информация необходима банку для соблюдения требований законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем (абзац 9 части 1 п. 15, абзац 5 части 1 п. 60 Инструкции -- подп.1.6.1 и 1.28.1 постановления). Такого рода информация будет необходима банку при заполнении специальных формуляров о финансовых операциях, требующих особого контроля в соответствии с Законом от 2000-07-19г. "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем". Дело в том, что в специальном формуляре, образец которого утвержден постановлением СМ от 2000-09-13г. N 1411 (с изменениями и дополнениями), требуется указание УНН субъектов хозяйствования и данных о физлицах, участвующих в операции. Поэтому указание УНН (реквизитов документов физлиц) бенефициара в платежном поручении и УНН (реквизитов документов физлиц) плательщика в платежном требовании необходимо по требованию банка при осуществлении клиентом финансовых операций, предусмотренных указанным выше Законом от 2000-07-19г.

Что касается платежных поручений и платежных требований на перечисление (взыскание) платежей в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды, а также по платежам из бюджета и указанных фондов, указание УНН необходимо лишь в случаях и порядке, прямо предусмотренных законодательством (часть 4 п. 15, часть 2 п. 60 Инструкции -- п.1.6.2, 1.28.2 постановления).

В целях адекватного восприятия за пределами страны платежных поручений, выданных в Беларуси, отныне разрешается указывать назначение платежа в платежном поручении на английском языке или на языке страны бенефициара (получателя платежа) при условии перевода указанных реквизитов на русский (белорусский) язык (часть 2 п. 18 Инструкции с изменениями и дополнениями -- п.1.9 постановления).

Постановление изменяет сроки возврата банками поступивших им невыясненных сумм. Как и ранее, банк-получатель не позднее следующего банковского дня после зачисления денежных средств принимает меры по выяснению их принадлежности. При этом, если принадлежность не установлена, то банк возвращает эти суммы банку-отправителю после истечения трех дней (ранее -- 1 месяца), если участниками перевода являются только банк-отправитель и банк-получатель. И лишь тогда, когда в переводе участвуют иные банки, то банк-получатель обязан вернуть невыясненную сумму после истечения 1 месяца с момента зачисления (п.1.24 постановления).

Картотека

Постановление существенно изменяет некоторые правила ведения картотеки к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Ранее общий минимальный срок нахождения в картотеке расчетных документов составлял 1 месяц, если более длительный срок не был определен в договоре между банком-отправителем и плательщиком. В настоящее время срок нахождения в картотеке расчетных документов по первоочередным платежам увеличен до 6 месяцев. К первоочередным платежам в силу п.2.2 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом Президента от 2000-06-29г. N 359 с изменениями и дополнениями, относятся платежи:

в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления правительством платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии правительства, и проценты по ним);

по исполнительным документам о взыскании (выплате) зарплаты, алиментов, сумм по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца;

за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резервов.

Как указывает НБ, минимальный срок нахождения в картотеке документов об этих платежах увеличен до 6 месяцев в целях выполнения поручения Президента о выплате зарплаты, исполнения доходной части республиканского бюджета счетов ("НЭГ", N 53, 2002-07-23г., с. 3).

По остальным платежам срок нахождения расчетных документов в картотеке прежний -- 1 месяц. Указанные шестимесячный и одномесячный сроки нахождения документов в картотеке, как и ранее, могут быть продлены договором между банком-отправителем и плательщиком.

Очень важным изменением стало то, что правила ведения картотеки могут отныне применяться и к другим счетам, не только к текущим (расчетным) счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для ведения картотеки к иным счетам необходимо:

а) чтобы ведение картотеки к счету соответствовало режиму этого счета. Не может быть картотеки к ссудным счетам, так как они являются активными счетами для учета кредитной задолженности. Не предназначены для этого и вкладные (депозитные) счета, т.к. средства, находящиеся на них, не могут быть использованы вкладчиками -- юрлицами и индивидуальными предпринимателями для совершения безналичных расчетов до их перечисления с вкладных (депозитных) счетов на текущие (расчетные) счета (п. 1 постановления правления НБ от 2001-12-28г. N 355 "Об использовании в расчетах средств, находящихся на вкладных (депозитных) счетах");

б) чтобы возможность ведения картотеки к счетам была предусмотрена законодательством или договором между банком и клиентом.

Исходя из этого, наибольшее распространение ведение картотеки по иным счетам может получить, на наш взгляд, при ведении субсчетов. Субсчета открываются в банках в соответствии с п.21-24 Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утв. постановлением правления НБ от 2000-09-28г. N 24.12 с изменениями и дополнениями. Чаще всего они открываются подразделениям юрлиц. Проблема, существовавшая до этого постановления, заключалась в том, что даже если подразделение, открывшее субсчет, уплачивало налоги по результатам своей деятельности, то при наличии задолженности по платежам в бюджет соответствующие расчетные документы не могли быть помещены в картотеку к субсчету этого подразделения, так как банки могли вести картотеку только в отношении текущих (расчетных) счетов. В результате этого имело место нарушение положений ст. 6 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" о том, что плательщики налогов обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим банкам на перечисление платежей в бюджет. Банки при недостаточности денежных средств на субсчетах не принимали таких поручений от подразделений, а в картотеку такие поручения также направляться не могли. За отсутствие платежного документа на уплату налогов к соответствующим лицами применялись меры экономической и административной ответственности.

При отсутствии в банке поручений на перечисление платежей в бюджет налоговые органы после истечения сроков уплаты составляли распоряжения на принудительное взыскание. Соответственно расчетные документы могли направляться в картотеку к текущему счету самого юрлица, что вызывало много проблем. В настоящее время, с учетом внесенных в Инструкцию изменений, такого рода картотеку можно вести и в отношении субсчетов подразделений, но при условии, что это предусмотрено в договоре между банком и клиентом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by