$

2.5402 руб.

3.0046 руб.

Р (100)

3.3226 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Коронавирус

Комментарий к письму Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.09.2020г. №7-19/15320

07.10.2020
Комментарий к письму Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.09.2020г. №7-19/15320
Фото: freepik

Наступила осень, а вместе с ней увеличилась вероятность подхватить острое респираторное заболевание, что особенно характерно для осенне-зимнего периода.

В целях снижения рисков распространения инфекции среди населения нашей страны и сохранения здоровья работников организаций Министерство здравоохранения разработало новые Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19), подробно изложив их в письме от 21.09.2020 № 7-19/15320.

Методические рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (инфекции COVID-19) рекомендованы в качестве практического руководства для коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, а также индивидуальных предпринимателей и направлены на снижение рисков распространения инфекции и сохранение здоровья работников организаций (далее – работников), обеспечение безопасности предоставления услуг населению в условиях пандемии COVID-19.

Методические рекомендации могут использоваться в деятельности заинтересованных организаций всех форм собственности, за исключением:

– организаций здравоохранения;

– учреждений образования;

– исправительных учреждений;

– объединений, соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил;

– подразделений и учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь;

– учреждений социального обслуживания населения.

Методические рекомендации включают основные санитарно-противоэпидемические мероприятия, необходимые для проведения их среди работников в целях минимизации риска заноса и распространения инфекции COVID-19, а также содержат приложения, включающие Правила по гигиене рук и Правила пользования масками. В Методических рекомендациях также подробно расписаны правила использования и ношения перчаток.

Итак, рассмотрим более подробно каждое из рекомендуемых мероприятий.

 

1. Административные (организационные) мероприятия:

– предписывается издать локальный нормативный документ по организации работы в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации по инфекции COVID-19 с фиксацией случаев заболевания работников, закрепив ответственное по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий лицо;

– при наличии возможности и с письменного согласия работника организовать дистанционную работу, использовать гибкий график работы;

– ограничить проведения любых массовых мероприятий с численностью участников более 5 человек (собрания, комиссии, выставки, семинары, конференции и т.д.);

– внедрить преимущественно электронное взаимодействие, а также использование телефонной, факсимильной связи, электронной почты для передачи информации, при проведении мероприятий использовать формат видео- и телеконференций;

– обеспечить наличие бесконтактных устройств открытия дверей, выключателей света;

– ограничить направление сотрудников в командировки, в т.ч. в страны, в которых регистрируется инфекция COVID-19, либо приезд иностранных граждан для выполнения работ или оказания услуг до стабилизации эпидемиологической ситуации;

– исключить доступ в организацию лиц, не связанных с ее деятельностью, за исключением выполнения работ, связанных с производственными процессами (например, ремонт и обслуживание технологического оборудования и др.);

– при наличии в организации технической и финансовой возможности организовать доставку работников на работу / с работы транспортом организации со сбором / высадкой в определенных точках населенного пункта с целью минимизации контактов с соблюдением принципов социального дистанцирования при рассадке работников и обеспечения функционирования вентиляции в салоне транспортного средства, а также дезинфекции контактных поверхностей транспортных средств, которыми осуществляется перевозка работников, после выполнения каждого рейса;

– осуществлять в установленном порядке технический контроль за функционированием систем вентиляции, установив устройства для обеззараживания воздуха;

– обеспечить неснижаемый месячный запас средств дезинфекции и антисептических средств, СИЗ;

– обеспечить безопасный питьевой режим работников (оснащение кулерами с питьевой водой и одноразовыми стаканчиками либо бутилированной водой в небольшой расфасовке);

– в случае необходимости выделять отдельные помещения для хранения личной и рабочей одежды сотрудников.

 

2. Контроль состояния здоровья работников:

– перед началом рабочей смены предполагает организацию ежедневного «входного фильтра» с контролем температуры тела, опросом о наличии признаков респираторных заболеваний с целью выявления и недопущения на работу лиц с признаками респираторной инфекции (кашель, повышенная температура тела и т.д.). При этом рекомендуется учитывать количество лиц, приходящих в организацию к началу рабочего дня (смены) одновременно, для того, чтобы избежать скопления работников и минимизировать их контакт;

– при наличии у работника признаков респираторной инфекции следует организовать его направление с минимальным количеством контактов домой, рекомендовав вызов врача на дом.

 

3. Соблюдение правил личной гигиены:

– предлагается обеспечить условия для соблюдения гигиены рук сотрудниками (мытье с мылом или обработка с использованием средств дезинфекции кожных покровов / антисептика для кожи);

– при входе в организацию оборудовать места обработки рук средствами дезинфекции кожных покровов / антисептиками для кожи, предназначенными для этих целей (в т.ч. с помощью бесконтактных дозирующих устройств), или дезинфицирующими салфетками;

– информировать работников о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

 

4. Использование СИЗ:

– рекомендуется обеспечить работников на рабочих местах запасом масок (исходя из продолжительности рабочей смены и кратности смены масок не реже 1 раза в 2 часа), перчатками (при необходимости – средствами дезинфекции в виде растворов, салфеток для обработки рук);

– обеспечить контроль за правильным использованием работниками СИЗ.

 

5. Уборка помещений:

– предполагает проведение регулярной влажной уборки помещений с использованием моющих средств и средств дезинфекции, обращая особое внимание на дезинфекцию ручек дверей, поручней, компьютерных клавиатур и мышек, телефонных аппаратов, рабочих поверхностей мебели, оборудования и иных контактных поверхностей, а также на обработку мобильных устройств связи;

– обеспечить регулярное проведение дезинфекционных мероприятий в местах общего пользования (вестибюли, холлы, туалеты для посетителей и работников) с использованием средств дезинфекции и размещением в вышеперечисленных местах дозирующих устройств со средствами дезинфекции для рук / антисептиками для кожи;

– обеспечить регулярное проветривание помещений;

– в помещениях с постоянным нахождением работников рекомендуется применять устройства для обеззараживания воздуха.

 

6. Комплекс мер по социальному дистанцированию:

Справочно: социальное дистанцирование – комплекс немедикаментозных санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционного заболевания.

Цель социального дистанцирования – минимизация контакта между потенциально инфицированными и неинфицированными лицами.

Принцип социального дистанцирования человек организует свою жизнь таким образом, чтобы сократить на 3/4 контакты за пределами дома и работы и на 1/4 на работе. Если население использует социальное дистанцирование, избегая посещения общественных мест и ограничивая свои передвижения, уменьшается риск распространения инфекции, происходит сдерживание распространения вируса.

Рекомендуется:

– ограничить контакты между коллективами отдельных структурных подразделений организации, не связанных общими задачами и производственными процессами;

– максимально упростить процедуру идентификации работников;

– соблюдать расстояние не менее 1,5 м между рабочими местами сотрудников;

– соблюдать социальную дистанцию между работниками не менее 1,5 м в местах, где возможно скопление людей (производственные помещения, столовые и др.) путем нанесения соответствующей сигнальной разметки;

– организовать посещение столовой коллективами структурных подразделений в строго определенное время по утвержденному графику при централизованном питании работников;

– организовать установку физических барьеров в зонах обслуживания клиентов – прозрачная пластиковая защита, сквозное окно и др., организация расстояния – не менее 1,5 м между клиентами (покупателями) при ожидании отпуска товаров, услуг;

– использовать бесконтактные методы приветствия.

 

7. Проведение информационно-разъяснительной работы по профилактике респираторных инфекций, в т.ч. инфекции COVID-19:

Обеспечить информирование работников (размещение плакатов, инфографики, памяток, листовок и др.) по следующим вопросам:

– клинические проявления коронавирусной инфекции COVID-19 (повышение температуры тела до 38–39 °C, кашель, одышка, отсутствие обоняния, мышечная и головная боль и др.);

– алгоритм действий при выявлении признаков инфекции COVID-19 (острой респираторной инфекции (ОРИ)) у работника и (или) членов его семьи в домашних условиях с акцентом на:

  • необходимость вызова врача на дом и недопустимость самостоятельного посещения организации здравоохранения;
  • запрет посещения места работы при выявлении признаков инфекции COVID-19 (ОРИ);

– алгоритм действий при выявлении признаков коронавирусной инфекции COVID-19 (ОРИ) у работника на рабочем месте.

Помимо вышеизложенных мероприятий для отдельных видов деятельности в Методических рекомендациях закреплены специфические рекомендации для проведения дополнительных мероприятий в следующих местах:

– на объектах общественного питания;

– на предприятиях пищевой промышленности;

– в торговых организациях, на рынках;

– при организации доставки товаров на дом;

– на предприятиях бытового обслуживания населения (парикмахерские, салоны красоты, прачечные, химчистки, ателье, солярии и др.), а также в тренажерных залах, фитнес-центрах и других спортивных сооружениях, банках, почтовых отделениях;

– при оказании услуг в банях, саунах, бассейнах, аквапарках;

– при оказании услуг по перевозке пассажиров, на железнодорожных и автовокзалах, автозаправках и станциях технического обслуживания автомобильного транспорта;

– на объектах воздушного транспорта;

– при организации работ на предприятиях строительной отрасли;

– при организации проведения зрелищных мероприятий с массовым участием, работы театров, кинотеатров, цирков, выставок;

– при организации работы туристических организаций;

– при организации работы общежитий, гостиниц и других мест размещения, а также мест отдыха населения;

– при организации работы жилищно-коммунальных служб.

Для вышеуказанных общественных мест предусмотрено проведение регулярной дезинфекции, обеззараживания и проветривания помещений, недопущения скопления людей, информирование посетителей, в т.ч. с использованием аудиосообщений, о необходимости при посещении объектов массового скопления людей (в т.ч. объектов общественного питания) соблюдения безопасной дистанции не менее 1,5 м (в т.ч. в очереди в кассу), нанесение специальной разметки в целях дистанцирования граждан и использование средств индивидуальной защиты (масок и перчаток).

Кроме того, учитывая особенности вышеперечисленных мест нахождения граждан, предполагается проведение дополнительных санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий в целях минимизации риска заноса и распространения инфекции COVID-19.

Остановимся на некоторых из них.

 

Так, на объектах общественного питания рекомендовано:

– обеспечить преимущественное использование одноразовой столовой посуды и приборов с последующим ее сбором и удалением;

– приостановить использование кальянов.

 

На предприятиях пищевой промышленности рекомендовано:

– ограничить количество работников в зоне производства пищевых продуктов;

– организовать рабочие места в шахматном порядке по обе стороны производственных линий в целях соблюдения социальной дистанции между работниками;

– осуществить разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах HASSP, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции.

 

В торговых организациях, на рынках дополнительно к вышеперечисленным рекомендациям предлагается:

– все расчеты с покупателями и отпуск продукции производить исключительно при использовании СИЗ;

– осуществлять передачу покупателям пищевых продуктов в уже упакованном виде;

– ограничить проведение дегустаций пищевых продуктов или иных подобных мероприятий.

 

При организации доставки товаров на дом рекомендовано:

– обеспечить возможность оплаты потребителем заказа онлайн и доставки товаров на дом (до дверей);

– после каждого расчета банковскими картами производить обработку терминала для оплаты покупок средствами дезинфекции, эффективными в отношении вирусов;

– обеспечить курьеров масками и тканевыми перчатками, средствами дезинфекции для обработки рук в достаточном количестве, пакетами для сбора использованных СИЗ.

 

На предприятиях бытового обслуживания населения (парикмахерских, салонах красоты, прачечных, пунктах приема химчистки, ателье, соляриях и др.), а также в тренажерных залах, фитнес-центрах и других спортивных сооружениях, банках, почтовых отделениях рекомендовано:

– исключить реализацию клиентам чая, кофе, а также прохладительных напитков на розлив;

– предупредить клиентов об отказе в обслуживании при наличии признаков респираторной инфекции (температура тела 37,0 °C и выше, кашель и др.).

 

При оказании услуг в банях, саунах, бассейнах, аквапарках рекомендовано:

– корректировать график посещения объектов в целях максимального разобщения групп посетителей;

– минимизировать контакты между посетителями и персоналом;

– осуществлять производственный лабораторный контроль качества воды в бассейне с контролем эффективности водоподготовки и обеззараживания воды;

– предоставлять к реализации клиентам только упакованные напитки и готовую пищевую продукцию (блюда) исключительно в промышленной упаковке (ланч-боксах).

 

При оказании услуг по перевозке пассажиров, на железнодорожных-, автовокзалах, автозаправках и станциях технического обслуживания автомобильного транспорта рекомендовано:

– организовать в зонах общего пользования на железнодорожных и автовокзалах (кассовая зона, туалеты, зоны общественного питания и другое), а также на рабочих местах обслуживающего персонала пространства для гигиенической обработки рук средствами дезинфекции / антисептиками для кожи рук с использованием дозирующих устройств (предпочтительно бесконтактных);

– реализовывать проездные документы с учетом соблюдения социальной дистанции;

– при осуществлении перевозки в такси по возможности размещать пассажиров на заднем сиденье автомобиля (рекомендуется оказание услуг одному пассажиру).

 

На объектах воздушного транспорта:

– если доставка до самолета производится с помощью автобуса, увеличивается количество рейсов, чтобы пассажирам была предоставлена возможность соблюдения безопасной дистанции;

– рекомендуется изменение технологии посадки на самолет: приглашение пассажиров на посадку группами, начиная с тех, кто сидит в хвостовой части самолета, для сокращения возможных контактов;

– во время регистрации по возможности производится рассадка пассажиров на безопасном расстоянии друг от друга.

 

При организации проведения зрелищных мероприятий с массовым участием, работы театров, кинотеатров, цирков, выставок рекомендовано:

– реализовывать входные билеты с учетом рассадки зрителей с соблюдением социальной дистанции (не менее 1–1,5 м между соседними креслами);

– наносить сигнальную разметку в местах проверки билетов, на входе в билетные кассы, входах и выходах из зрительных залов и иных местах массового скопления людей;

– использовать бесконтактные способы оплаты входных билетов;

– осуществлять бесконтактный контроль входных билетов.

 

При организации работы туристических организаций рекомендовано:

– при организации экскурсионного тура перед началом экскурсионной программы информировать туристов о необходимости оценки состояния своего здоровья и сообщения руководителю группы о наличии признаков инфекционного заболевания. Не следует допускать к туру лиц с признаками ОРИ;

– обеспечить возможность соблюдения принципов социальной дистанции при наполняемости туристических групп в местах проведения экскурсий (одновременный просмотр экспонатов осуществлять группами не более 5 человек);

– во время проезда, проведения экскурсионной программы обеспечить соблюдение масочного режима ее участниками (туристами, руководителями групп, экскурсоводами, водителями);

– при организации перевозки туристов рассаживать пассажиров по одному, в шахматном порядке, с заполнением транспортного средства не более чем на 50% от его вместимости.

 

При организации работы общежитий, гостиниц и других мест размещения, а также мест отдыха населения рекомендовано:

– незамедлительно изолировать и информировать организацию здравоохранения по месту размещения гостиницы в случае выявления гостей или персонала с признаками ОРИ (температура тела 37,0 °C и выше, кашель и др.);

– размещать проживающих преимущественно по одному;

– организовывать питание проживающих преимущественно по принципу индивидуального обслуживания в номерах.

 

При организации работы жилищно-коммунальных служб рекомендовано:

– проводить ежедневную дезинфекцию уличных беседок, оборудования детских игровых площадок, площадок для занятий спортом, оборудования хозяйственно-бытовой деятельности, скамеек, парковочных терминалов;

– проводить ежедневную уборку подъездов домов, в т.ч. лифтовых кабин, лестничных пролетов и клеток, лифтовых холлов, элементов мусороприемной камеры мусоропровода с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусных инфекций, с акцентом на контактные поверхности (поручни, ручки входных дверей, лифтовые кнопки, выключатели).

В заключение можно отметить, что в целом настоящие Рекомендации являются более полными и актуальными для их применения в организациях.

Автор публикации: Марина СТЕПИНА


***
Актуально: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»