Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госконтроль: кого проверят в 2019 году

На сайте Комитета госконтроля размещен план выборочных проверок на I полугодие 2019 г. (с планом на II полугодие можно ознакомиться здесь)(далее – планы проверок). Теперь каждый субъект хозяйствования имеет шанс заранее узнать, кто и когда придет его проверять. Ссылки на файлы с планами для Минска и каждой из шести областей размещены в конце статьи.

Впрочем, один из сотрудников компетентных органов обратил внимание на то, что, если по состоянию на 15 декабря 2018 г. вашей организации нет в списках, это не значит, что она там не появится до конца первого полугодия 2019-го. Ведь в координационные планы можно вносить изменения. Да, перечень таких случаев очень узкий, но Комитет госконтроля вправе сделать это.

Кроме того, если вам, согласно плану, назначена проверка со стороны одного конкретного ведомства, то есть вероятность, что одновременно к ней могут подключиться и другие компетентные госорганы. Но для таких действий проверяющих все же мало одного их желания, в этой сфере появились принципиально новые механизмы.

В соответствии с Указом Президента от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» были внесены некоторые изменения в Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Раньше законодательство предусматривало 2 типа проверок: плановые и внеплановые. Теперь плановые проверки назвали выборочными. Но, по сути, для проверяемых организаций и ИП это та же самая процедура.

Почему же их называют выборочными? Теперь сотрудники контролирующих органов не могут просто так, по своему произволу, поставить в план проверок любую организацию. В основе всей системы, которая вводится с 1 января 2019 г., находится риск-ориентированный подход при выборе субъектов для назначения проверки.

Организации и ИП для выборочных проверок определяются исключительно на основании критериев оценки степени риска. Такие критерии в своей сфере контроля были разработаны каждым контролирующим и надзорным органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43, и согласованы с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности (далее – Совет).

Какие это могут быть критерии? Например, наличие ранее совершенных нарушений по профилю кон­кретного ведомства.

Если субъект хозяйствования не соответствует этим критериям – назначить там выборочную проверку нельзя. Определяет степень риска для конкретной организации не какой-то сотрудник контролирующего ведомства, а централизованная автоматизированная система, компьютерная программа.

В отборе субъектов для включения в план проверок участвовали 25 государственных органов, которые проанализировали деятельность почти 28 тысяч (а точнее, 27 717) организаций и ИП. По результатам этой работы было принято решение присвоить высокую степень риска 9516 из них, что составляет около трети (34%) от общего числа. При этом в план проверок на I полугодие попали 3227 субъектов – те же 34% от числа «высокорисковых», или 12% от общего числа проанализированных.

В частности, в план проверок по Минску включено всего 393 субъекта. При этом состав попавших в «черный список» очень пестрый. Присутствуют крупнейшие государственные предприятия и ОАО, некоторые достаточно большие частные бизнесы, бюджетные учреждения, включая организации образования и здравоохранения. Но в списке попадаются и отдельные индивидуальные предприниматели, малоизвестные фирмы.

Проводить проверки в Минске собираются органы МНС, МЧС, МВД, Прокуратуры, таможни, Минфина, Минтранса, Минприроды, Минсвязи, Минтруда и соцзащиты, Госстандарта, Белстата, а также Оперативно-аналитический центр при Президенте, Госкомимущество, Национальный банк, концерн «Белнефтехим», Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира, Мингорисполком и собственно КГК. Пока, согласно опубликованному плану, каждый субъект хозяйствования, как правило, планируется подвергать проверке одного ведомства.

Ранее председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов сообщал общественности по итогам последнего заседания Совета, что в текущем году удельный вес проверок в общем объеме проводимых контролирующими и надзорными органами контрольно-аналитических мероприятий составляет менее 1%. При этом правом назначения проверок воспользовались лишь менее 20% уполномоченных на их проведение органов.

Причина проста: предпочтение теперь отдается мониторингам и мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, которые нацелены на предупреждение возможных нарушений. И здесь есть одна важная особенность – по результатам проведения таких мероприятий административные меры к субъектам-нарушителям не применяются. Правда, только в том случае, если они совершили нарушение впервые и добровольно устранили его.

Файлы (zip) с официальногог сайта Комитета госконтроля:

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by