Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госконтроль: кого проверят во II полугодии 2019 г.

С недавних пор каждый субъект хозяйствования может заранее узнать, какой контролирующий орган придет к нему с проверкой в следующем полугодии и когда это произойдет. Для этого на сайте Комитета госконтроля заранее размещается информация о планах проведения проверочных мероприятий в следующем полугодии.

Не стал исключением и текущий год: планы выборочных проверок (далее – планы проверок) на первое полугодие 2019 г. появились на сайте КГК 14 декабря 2018 г., а на второе – 14 июня т.г. 

Напомним, что раньше законодательство предусматривало два типа выездных проверок: плановые и внеплановые. Затем, в соответствии с Указом Президента от 16.10.2017 № 376, существенным образом изменившим Указ Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», вместо плановых проверок ввели выборочные.

Почему они получили такое название? Все просто: проверки теперь назначают не по чьему-либо желанию или потому, что «субъектов хозяйствования давно не проверяли», а исходя из так называемого риск-ориентированного подхода. Он основывается на анализе критериев оценки степени риска, которые были определены каждым госорганом в той сфере деятельности, которую он контролирует, исходя из методики формирования системы оценки степени риска, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43, и согласованы в установленном порядке.

Ознакомиться с ними можно на сайте каждого из контролирующих органов. При этом, если организация или индивидуальный предприниматель (ИП) этим критериям не соответствует, назначить у них выборочную проверку нельзя. А определяет степень риска для конкретного субъекта хозяйствования не «живой человек», у которого теоретически могут быть свои предпочтения, а централизованная автоматизированная система, т.е. компьютерная программа. Поэтому процесс выбора субъектов для проверки с текущего года приобрел столь желаемую бизнес-сообществом объективность.

Всего в процедуре отбора в план проверок на II полугодие 2019 г. участвовали 28 госорганов (в декабре прошлого года их было всего 25), проанализировавшие более 18 тысяч (а точнее, 18 127) организаций и ИП. «Конкурс на присвоение звания высокорискового» по итогам этой работы прошли 5727 субъектов хозяйствования (в декабре – 9516), или приблизительно 32% всех потенциальных кандидатов на проверку. В свою очередь, в план проверок на II полугодие попал 2191 субъект хозяйствования – 38% от числа «высокорисковых», или 12% от общего числа кандидатов (в декабре их было на треть больше – 3227).

Если же сравнивать с аналогичным периодом 2017 г., когда в соответствующий план, называемый тогда координационным, попало 9972 субъекта хозяйствования, то снижение чис­ла проверяемых, которое составило 78%, еще больше впечатляет.

Отметим, что лишь к 212 субъектам хозяйствования (около 10% от общего числа проверяемых) придут совместные проверки. А это означает, что всего во II полугодии 2019 г. будет проведена 2441 выборочная проверка.

Вы думаете, что чаще всего субъектов хозяйствования будут проверять налоговики? Ошибаетесь, МНС в этом «рейтинге» занимает лишь третье место. Больше всего проверок (750) должно провести МЧС. Далее следуют Минтруда и соцзащиты (506) и МНС (241). А первое место по так называемой проверочной на­грузке (доля от общего числа проверок по Беларуси) занимает Минская область с 17% от общего числа проверок. На Витебщину и Могилевщину приходится по 15%, на столицу, Брестщину, Гомельщину и Гродненщину – по 13% от общего числа проверок.

В частности, в план проверок по Минску попали лишь 310 организаций и ИП (в декабре их было 393). При этом состав включенных в «черный список» достаточно пест­рый. Кроме известных всей стране крупных государственных и частных предприятий и акционерных обществ там можно обнаружить бюджетные учреждения, например, поликлиники и средние школы, скромные малые предприятия и даже индивидуальных предпринимателей, которых, кстати, планируют проверять не только налоговые органы, но и Гос­стандарт.

Органы КГК формировали планы проверок исходя из информации, представленной  Генпрокуратурой, МВД, Минздравом, МЧС, Госком­имуществом, Госстандартом, ГТК, МНС, Минприроды, Минтрансом, Минтруда и соцзащиты, Минфином, Витебским и Гомельским облисполкомами, Мингорисполкомом, Нацбанком, Уп­равделами Президента, Белстатом, Госинспекцией охраны животного и растительного мира, ОАЦ при Президенте, концерном «Белнефтехим» и самими органами КГК. Однако далеко не все они будут непосредственно участвовать в проверках.

В прошлом году председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов пообещал, что в 2019 г. удельный вес проверок в общем объеме проводимых контролирующими и надзорными органами контрольно-аналитических мероприятий со­ставит менее 1%. При этом правом назначения проверок воспользовались менее 20% уполномоченных на их проведение госорганов и организаций.

Причина проста: после принятия Указа № 376 предпочтение отдается мониторингам и мероприятиям тех­нического (технологического, по­верочного) характера, нацеленным на предупреждение возможных нарушений. Напомним, что по их результатам меры ответственности к субъектам хозяйствования, допустившим правонарушения, вообще не применяются. Правда, только в том случае, если они совершили их впервые и добровольно устранили.

На сайте КГК также сообщается, что увеличение числа проверок за счет новых организаций и ИП, равно как и подключение к проверке конт­ролеров из других госорганов, за­прещено. Корректировка планов про­верок возможна лишь в трех случаях: отмены самой проверки того или иного субъекта хозяйствования, исключения госоргана из числа проверяющих (когда их несколько) и из­менение месяца, когда должна проводиться проверка.

Файлы (zip) с официальногог сайта Комитета госконтроля:

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by