Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №9(2605) от 31.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6744
EUR:
2.8956
RUB:
3.8102
Золото:
163.82
Серебро:
1.98
Платина:
85.81
Палладий:
137.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КГК отчитался о работе по снижению количества долгостроев

Фото: neg.by

На заседании коллегии Комитета госконтроля подвели итоги работы по сокращению объектов сверхнормативного незавершенного строительства. Мероприятие прошло под председательством главы КГК Василия Герасимова. Для участия в заседании были приглашены вице-премьер Анатолий Сивак, министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович, а также заместители председателей облисполкомов, курирующие вопросы строительства.

Количество долгостроев снижается, однако проблем хватает

Напомним, что 15 августа 2022 г. во время посещения строительной площадки ООО «Минский городской технопарк» глава государства поручил решить проблему со столичными долгостроями и ускорить темпы реновации производственных площадей. Впрочем, задача по сокращению количества долгостроев ставилась КГК еще в 2021 г., поэтому на заседании были подведены итоги работы по данному направлению за полтора года.

С одной стороны, Комитет госконтроля отметил положительную динамику по сокращению количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства. Их число за прошедшее время уменьшилось на 43% – с 4,4 тыс. объектов по состоянию на 1 января 2021 г. до 2,5 тыс. на 1 июля 2022 г. (с учетом вновь образованных за этот период).

С другой стороны, эффективность работы госорганов, по оценкам КГК, остается низкой, а подходы – формальными. Так, государственные контролеры обратили внимание, что отмеченные темпы сокращения были достигнуты за счет более «свежих» долгостроев последних пяти лет, в то время как сверхнормативными объектами-«долгожителями», которые стоят незавершенными более пяти лет, госорганы практически не занимались. По заключению ведомства, динамика снижения числа более ранних долгостроев в общем количестве сверхнормативных объектов оказалась в два раза ниже более поздних. При этом многие долгострои – это как раз объекты социального значения, строительство которых было начато за счет бюджетных средств: учреждения образования, здравоохранения, коммунальной инфраструктуры и т.д.

Под пристальным вниманием – каждый объект

Начальник управления контроля за использованием государственной собственности КГК Николай Земчик рассказал, что важной частью работы с каждым долгостроем является получение технического заключения на эксплуатируемые объекты. Значительное количество долгостроев фактически эксплуатируются без их приемки в установленном порядке. Это в основном сельскохозяйственные и инфраструктурные объекты. Отсутствие технических заключений затрудняет процесс выработки решений заинтересованными органами по недостроенным объектам – достраивать их, вводить в эксплуатацию в таком виде, как есть, но с учетом требований безопасности, или же сносить.

Согласно анализу Комитета, многие сверхнормативные объекты уже можно сдать в эксплуатацию и снять с учета. Например, вмешательство КГК в ситуацию со столичным долгостроем на ул. Немиге помогло выяснить, что по данному объекту есть акт ввода, т.е. объект уже сдан в эксплуатацию, его просто надо снять с учета. И это не единичный случай.

Важную роль в сокращении количества объектов незавершенного строительства управление отводит предупреждению ситуаций по образованию новых долгостроев. Комитет констатирует: образование новых сверхнормативных объектов продолжается. Так, за полтора года образовалось 1,6 тыс. таких объектов, из которых 558 не введены в эксплуатацию до сих пор.

Одной из мер, которые рассматривает КГК, может стать введение запрета на строительство заказчикам и собственникам, имеющим незавершенные объекты. Но следует понимать, что практически за каждым таким объектом стоит нехватка финансирования, что особенно актуально для Беларуси в последние годы.

Снести нельзя построить

Некоторые инфраструктурные объекты, по мнению КГК, необходимо снести. Речь, прежде всего, идет об объектах минимальной степени готовности, где большая часть средств ушла на подготовку проектно-сметной документации. Многие из них начинали строить управления капитального строительства. И когда сегодня ставится вопрос о списании этих затрат, УКСы ничего не могут сделать, потому что строили эти объекты для заказчиков. По мнению КГК, в решении данных вопросов может помочь привлечение к их урегулированию Министерства финансов.

Многие недостроенные объекты в РБ стоят еще с 80-х годов прошлого века – ФОКи, Дома культуры, Дворцы спорта, учреждения образования и здравоохранения. Сейчас эти здания в небольших населенных пунктах КГК считает неактуальными и предлагает решить вопрос за счет их сноса.

Комитет также следит за скорейшим завершением строительства встроенных, пристроенных помещений и паркингов, которые начали возводиться в составе многоквартирных жилых домов. Так, в Минске на начало 2021 г. было не достроено 19 таких объектов, сейчас их осталось 8, из которых 5 планировалось закончить до конца текущего года. Однако КГК отмечает, что в эксплуатацию можно ввести пока только два из них. Трудности завершения строительства заключаются либо в бездействии заказчика, либо в про­длении сроков сдачи объекта.

***

Вопросы сокращения количества долгостроев и своевременный ввод зданий и сооружений остаются на контроле КГК. Работа госорганов в данном направлении оценивается как недостаточно эффективная. Ситуацию усугубляет образование новых объектов сверхнормативного незавершенного строительства. Только за первые 6 месяцев 2022 г. в Беларуси образовалось 1,6 тыс. таких объектов, 558 из которых до сих пор остаются непостроенными. Главная причина ситуации – недостаточный объем инвестиций в основные средства из-за нехватки финансирования.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by