Каких пассажиров не будут допускать к авиаперелету с 11 октября

Многие люди, решив, отправиться в путешествие, командировку, на встречу с родными или друзьями и т. п., приобретают билеты на самолет. Но иногда даже при наличии билета отправиться в полет пассажиру не удается, например, из-за опоздания на регистрацию, отсутствия у него паспорта, отказа от предполетного досмотра и др. А в скором времени у авиаперевозчиков появятся новые основания для того, чтобы не пустить того ли иного человека на борт самолета.
С 11 октября 2024 г. вступают в силу изменения в Воздушный кодекс, внесенные Законом от 05.01.2024 № 346-З (далее – Закон № 346-З). Большинство из них к людям, далеким от авиации, отношения не имеют, поэтому рассматривать их в рамках нашей публикации не будем. Но есть и такие изменения, которые касаются непосредственно авиапассажиров, а значит, обычных граждан. Вот о них мы и расскажем.
Новый термин и его определение
В ст. 1 Воздушного кодекса приведены многочисленные термины, использующиеся в этом документе, и их определения. Законом № 346-З данный перечень терминов дополнен еще одним. Это реестр (база данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком (далее – реестр). Он представляет собой список, который ведет перевозчик, содержащий информацию о пассажирах, воздушную перевозку которых перевозчик ограничил из-за того, что они привлечены к административной или уголовной ответственности.
А в связи с появлением нового термина Воздушный кодекс дополнен ст. 1001 «Отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному перевозчиком в реестр (базу данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком».
Кого могут внести в реестр
Как уже понятно из приведенного выше названия ст. 1001 тех людей, которые внесены в реестр, к авиарейсу могут не допустить на законных основаниях.
Но что же такое надо сотворить, чтобы тебя в этот самый реестр внесли? Об этом тоже сказано в ст. 1001. Так, человек может попасть в реестр, если он совершил на борту воздушного судна какого-то перевозчика определенные административные нарушения или преступления. Что касается административных нарушений, то это:
– нарушение правил поведения на воздушном судне, то есть невыполнение пассажиром распоряжений командира воздушного судна (ст. 18.5 КоАП);
– мелкое хулиганство, например, оскорбление других пассажиров или членов экипажа (ст. 19.1 КоАП).
Список уголовных преступлений, за которые можно не только статью получить, но и попасть в реестр, будет шире, чем административных правонарушений. К таким преступлениям относятся:
– преступления против жизни и здоровья, например, убийство (ст. 139 УК) или умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК), совершенные в самолете;
– угон либо захват с целью угона самолета (ст. 311 УК);
– нарушение по неосторожности правил, обеспечивающих безопасную работу самолета, в результате чего кто-то из пассажиров или экипажа получил тяжкое или менее тяжкое телесное повреждения либо погиб (ст. 321 УК);
– хулиганство (ст. 339 УК):
а) с применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо исключительно циничное;
б) совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему его, либо причинившее менее тяжкое телесное повреждение (злостное хулиганство);
в) те же действия с применением оружия, других предметов, используемых как оружие для причинения телесных повреждений, взрывчатых веществ, взрывных устройств, горючих веществ либо с угрозой их применения, если нет признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство);
– заведомо ложное сообщение об опасности (ст. 340 УК), например, о готовящемся взрыве в самолете.
Именно тот перевозчик, на борту самолета которого совершено какое-либо из перечисленных выше нарушений или преступлений, принимает решение о внесении пассажира в реестр.
Приняв такое решение, перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр, а также о случаях, при которых ему не могут отказать в авиаперевозке.
Кому в авиаперевозке все же не откажут
Итак, если пассажир внесен в реестр, та или иная авиакомпания вправе отказать ему в перевозке. Однако в ст. 1001 Воздушного кодекса перечислены случаи, когда даже человеку, находящемуся в реестре, отказать в перевозке нельзя. Это происходит, если такой пассажир:
1) возвращается в Беларусь из пункта отправления, из которого в нашу страну можно добраться только на самолете;
2) должен быть депортирован из пункта отправления, из которого в Беларусь опять-таки можно только долететь самолетом;
3) направляется к месту оказания медпомощи или обратно, что подтверждается документально;
4) сопровождает несовершеннолетнего, инвалида или других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту оказания медицинской помощи или обратно, что подтверждается документально;
5) направляется на похороны члена семьи, близкого родственника или обратно, что подтверждается документально.
В реестре – навсегда?
Нет, включение человека не означает, что он до конца дней своих будет опасаться, что в ему могут отказать авиаперевозке. При определенных обстоятельствах перевозчик исключает пассажира из реестра. Такими обстоятельствами являются:
– истечение срока, по окончании которого человек считается не подвергавшимся административному взысканию (такие сроки предусмотрены ст. 4.9 КоАП);
– погашение или снятие судимости (здесь сроки установлены статьями 97, 98 УК);
– отмена вступившего в законную силу постановления о наложении административного взыскания, приговора суда.
Чтобы человека исключили из реестра, он должен предоставить перевозчику выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях со сведениями о судимости или привлечении к административной ответственности. А перевозчик, в свою очередь, в течение 3 рабочих дней обязан исключить такого пассажира из реестра.