Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Производство с 95-летней историей: как в Смиловичах работает единственная в стране фабрика валенок

Фото: neg.by

В небольшом поселке Смиловичи в 25 км от белорусской столицы есть интересное предприятие – фабрика по производству валенок. Эту обувь сегодня многие воспринимают как что-то давно забытое и устаревшее. Между тем на самой фабрике активно борются со стереотипами, выпуская стильные и удобные войлочные сапоги. Как складывается экономическая ситуация на предприятии, куда поставляются смиловичские валенки, а также что их связывает с известным художником Хаимом Сутиным – на эти и другие вопросы в интервью «ЭГ» ответил директор ОАО «Смиловичская валяльно-войлочная фабрика» Александр Топырик.

Зона ответственности

– Александр Евгеньевич, расскажите об истории вашей фабрики. Как давно в Смиловичах делают валенки?

IMG_20230112_121347 (1).jpg
        Александр Топырик

– Очень давно, в этом году мы будем праздновать юбилей – 95 лет. Еще в начале 20-х годов XX века в Смиловичах появилась артель «Красная звезда», которая занималась производством валенок. Из артели в 1928 г. выросла фабрика. С тех пор производство здесь и работает. У нас даже осталось старое здание со времен той, первой фабрики. Потом к нему пристроили новое большое помещение, где и сейчас располагаются наши цеха. В общем, история у предприятия богатая. Во времена СССР валенки в Беларуси делали не только в Смиловичах, были и другие предприятия. Но лишь наша фабрика не останавливала производство и сейчас является единственной в стране.

– А cколько людей у вас работает?

– Предприятие некрупное, сейчас работает около 40 человек. Большинство – женщины, хотя перевес не такой уж и существенный. Надо признать, что с кадрами сейчас есть проблемы. Сотрудники у нас в основном возрастные, многие проработали здесь по 10–20 лет. А значит, через какое-то время остро встанет вопрос подготовки новых специалистов. И если по другим рабочим специальностям в стране готовят смену, учат швей, слесарей, токарей, то наши сотрудники – самоучки. Но даже не это самое страшное, были бы кадры – мы научим. Хуже то, что молодежь не хочет сейчас к нам на работу идти.

– Причина в зарплате?

– В последнее время зарплата у нас подросла, чтобы у людей была мотивация работать. Сейчас сотрудники получают порядка 900–1000 рублей. На некоторых процессах поменьше – 700–800 рублей. Конечно, со старта сразу тысячу получать не будешь, надо поучиться, освоить все процессы, но месяц-два – и будет тысяча. Правда, работать надо, а все сейчас ищут, где полегче.

– А вы сами давно работаете на этом предприятии?

– В 2014 г. я пришел сюда на должность главного инженера, проработал 4 года и уволился. Вернуться, но уже на должность директора меня пригласили в 2020 г. Скажу честно, фабрика тогда переживала не лучшие времена, экономическое состояние было тяжелым, накопились долги, имелись проблемы с выплатой налогов. И вот уже третий год вместе с работниками стараемся изменить ситуацию. Учитывая, что коллектив небольшой, быть просто директором, который в белой рубашке и галстуке подписывает бумаги в кабинете, у меня не выходит. Здесь надо быть и главным инженером, и механиком, и энергетиком, отвечать за сбыт и даже вникать в тонкости дизайна. Но я не жалуюсь, для меня любое производство интересное. Наоборот, мне кажется странным не пытаться узнать, как работает твое предприятие. А если чего-то не понимаю, то не стесняюсь спросить у сотрудников. Фабрика – наша общая зона ответственности. Никто не придет и не расскажет, как правильно выстраивать ее работу.

IMG_20230112_100918 (1).jpg

Упор на экологичность

– Ваше предприятие выпускает только валенки или вы производите и другую продукцию?

– Мы также производим одеяла и подушки. Со всем ассортиментом можно ознакомиться на нашем сайте валенки.бел. Если кратко, мы предлагаем более 40 моделей валенок, а также 15 моделей швейных изделий. Да, раньше было больше наименований продукции, но ситуация вынудила отказаться от некоторых из них. В частности, мы перестали выпускать те модели валенок, которые пользовались меньшим спросом у покупателей. Сейчас мы практически полностью перешли на работу под заказ: делаем те виды продукции, которые точно будут востребованы, и в тех объемах, которые просит заказчик. Если говорить о каких-то конкретных цифрах, то в год мы выпускаем около 20 тыс. пар валенок, а также около 12 тыс. швейных изделий (до 9 тыс. одеял и около 2–3 тыс. подушек).

– Что из вашей продукции сегодня покупают наиболее охотно? Есть ли хиты продаж?

– Самым большим спросом пользуются валенки. И чаще всего для взрослых – мужские и женские модели расходятся примерно на одном уровне. С детскими валенками сложнее, видимо, еще не дошли современные родители до понимания, насколько это теплая и комфортная обувь для детей на зиму. В валенках ребенок может с удовольствием бегать по сугробам, а мама не будет бояться, что замерзнут ноги и он заболеет. Правда, нынешние зимы нам не всегда на руку, скорее – наоборот. Январский дождь точно не подтолкнет к покупке валенок.

Что касается других позиций, то неплохим спросом пользуются валенки для хознужд: предприятия покупают такую обувь для охранников, сторожей. Среди наших покупателей есть представители стран бывшего Советского союза, которые закупают большие партии валенок для воинских частей. Если говорить о популярных моделях, то в последнее время спросом пользуются женские светлые валенки с отделкой на ТЭП подошве.

– Зима в этом году началась еще в ноябре, мороз и снег держались довольно долго по сравнению с другими годами. Это как-то повлияло на продажи?

– Морозы хорошо сказываются на экономической ситуации предприятия. Наша продукция недешевая, основной упор мы делаем на качество. И это качество лучше всего себя проявляет во время сильных морозов. Наш бренд, наша репутация строятся на том, что мы выпускаем натуральный продукт. Если валенки, то это 100%-ная шерсть, если швейные изделия, то чехлы из 100%-ного хлопка и натуральный наполнитель. Было предложение выпустить одеяла из синтетики по более низкой цене, но мы на это не пошли. Да, знаю, у конкурентов цены могут быть ниже за счет добавок синтетического сырья, которое дешевле натурального. Но мы со своими покупателями так поступать не можем, у нас сертифицированная обувь из натуральных материалов и сертифицированные швейные изделия. Недаром все сотрудники фабрики тоже охотно носят наши валенки.

– Каковы сейчас цены на вашу продукцию? Какие валенки самые дорогие?

– Стоимость подушек у нас стартует от 35 рублей, одеял – от 90 рублей. Цена валенок зависит от модели. Если брать самую простую модель «Арктика» без подошвы, то она может стоить около 30 рублей. Цена детских валенок начинается от 15 рублей. Но стоит помнить, что это цены в фирменном магазине в Смиловичах. Если покупать нашу продукцию в торговых сетях или на маркетплейсах, там наценка может достигать 70%.

Что касается самых дорогих валенок, то недавно вышла новая коллекция, где одна пара стоит 264 рубля. Это результат нашего сотрудничества с художницей Светланой Воробей. Тут получилась очень интересная история: Светлана приезжала к нам в магазин за валенками, а я люблю прийти в магазин и пообщаться с покупателями, услышать их мнение. Мы разговорились, и она предложила идею расписных валенок. Ее вдохновили на это работы смиловичского художника Хаима Сутина, музей которого есть в нашем городе. В общем, мы выдали Светлане валенки на пробу, и из этого потом родилась целая коллекция. Особенность ее в том, что каждая пара обуви – уникальна, одинаковой росписи вы не найдете.

– Но и цена кусается. Вы считаете, такой товар будут покупать?

– Для нас это маркетинговый проект, мы хотим показать, что валенки могут быть не просто удобной рабочей обувью или обувью для бабушек. Наши расписные валенки – красивая, комфортная и дорогая обувь, которую не стыдно надеть «на выход». Кроме того, это еще и хороший подарок, а также сувенир из Беларуси. В целом, изначально целевой аудиторией и были иностранцы, посещающие музей Сутина в Смиловичах. Думаю, эта обувь еще «выстрелит».

Первоочередные задачи

– Александр Евгеньевич, последние годы выдались непростыми для белорусской экономики – сначала пандемия, потом введение санкций. Как это повлияло на работу фабрики?

– Что касается пандемии, то она в чем-то даже помогла. Когда остановилось производство в Китае, на рынке оказалось много сырья по довольно выгодным ценам. В тот период мы смогли купить партию шерсти у производителя из Астрахани. С ним мы работаем до сих пор, так что пандемия помогла установить хороший деловой контакт. А вот ограничения, введенные в отношении нашей страны, негативно повлияли на ситуацию, особенно в части логистики. Раньше мы экспортировали свою продукцию в Украину, теперь этого рынка нет. Были еще Латвия, Литва и Польша. В Латвию и Литву поставки еще идут, но очень маленькими партиями и с большими логистическими трудностями. Были и другие страны, которые отказались с нами работать. Поэтому сейчас мы активнее ищем партнеров в Центральной Азии, обсуждаем поставки продукции в Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан. В этом же регионе ищем возможность купить сырье.

– А где сейчас предприятие закупает шерсть?

– В России и Узбекистане. Раньше работали и с Казахстаном. Сейчас ведем переговоры с таджикским производителем шерсти. Там она очень неплохого качества. Зарубежная шерсть идет на производство валенок, в год нам надо около 50–60 тыс. т такого сырья. А вот одеяла мы делаем исключительно из белорусской шерсти. Для этого сотрудничаем с фермерами по всей нашей стране.

– Работаете ли с маркетплейсами напрямую?

– Нет, сами не работаем, наша продукция там представлена через посредников. Надо понимать, что для работы с такими площадками, как, например, Wildberries, должны быть обученные специалисты. Наш товар – сезонный, активные продажи идут около четырех месяцев в году, и держать в штате человека невыгодно. Но работой с посредниками в этом плане я очень доволен. Мы сотрудничаем с несколькими предпринимателями из Минска, которые активно продают наши валенки и другую продукцию через интернет. И мы только рады, когда наш бренд представлен на крупных интернет-площадках, это позволяет завоевывать рынок гораздо большего объема. Приведу пример: недавно мы отгружали партию одеял частному магазину из Пятигорска. Они сначала купили нашу продукцию через маркетплейс на пробу, а потом связались с нами напрямую.

– Как в целом у вас сейчас складывается экономическая ситуация? Фабрика рентабельна?

– Отвечу так: за последние два года ситуация улучшилась. По моим подсчетам, мы должны уже выйти на безубыточную работу и получить небольшую прибыль. Сейчас главный для меня вопрос – это кадры. Эту задачу мне, как директору, придется решать в первую очередь. Если будут люди, заинтересованные в работе, то мощности фабрики можно развивать.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by