Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
ВЭД
26.06.2020 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №47 (2346) от 26.06.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как таможенному представителю не попасть в «ловушку» недобросовестного декларанта

Фото: severtrans.ru

Снижение в последние годы импорта в страны ЕАЭС отразилось на рынке услуг, оказываемых таможенными представителями. В Беларуси за 5 лет прекратили деятельность 18 таких организаций.

Сегодня в реестре Государственного таможенного комитета чис­лится 81 таможенный представитель. На их долю приходится 44% в общем объеме декларирования. Помимо жесткой конкуренции в работе присутствуют и существенные рис­ки потери денег из-за недобросовест­ности декларантов.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции на территории государства – члена ЕАЭС, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Сумма обеспечения исполнения таких обязанностей составляет 500 тыс. евро. Она снижена до 150 тыс. евро по положениям Указа Президента от 22.12.2018 № 490 (далее – Указ № 490), если юридическое лицо совершает таможенные операции с товарами, не облагаемыми вывозными таможенными пош­линами и помещаемыми под таможенную процедуру экспорта.

ТК ЕАЭС расширил сферу услуг таможенного представителя. Он может по поручению перевозчика помимо таможенной и статистической деклараций, предварительной информации представлять в таможенный орган и документы, необходимые для при­бытия (убытия) на (с) таможенной территории ЕАЭС, за­вершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенный представитель и его декларант несут солидарную обязанность по полной уплате таможенных, специальных, антидемпинговых и ком­пенсационных пошлин, налогов согласно п. 4 ст. 405 ТК ЕАЭС. Отсутствие четких границ такой «солидарности» создает почву для возможного злоупотребления таможенным органом и декларантом. Фактически таможенный представитель будет нести ответственность по уплате таможенных платежей, даже если не знал (не мог знать), что декларант предоставил недостоверные сведения (документы), на основании которых произведено недостоверное декларирование товаров.

Частично интересы таможенных представителей защищает Указ № 490. Например, если установлены случаи, при которых солидарная обязанность не подлежит исполнению – когда в отношении декларанта, от имени и по поручению которого действовал таможенный представитель, вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор суда по факту использования заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о товаре (после ликвидации либо прекращения деятельности декларанта) в части суммы неисполненной или ненадлежащее исполненной (до ликвидации декларанта) обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Однако в иных случаях, когда не установлена вина декларанта в предоставлении заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о товаре, у таможенного представителя возникает обязанность по уплате таможенных платежей.

Так, согласно п. 1.1. Указа № 490, если в течение 5 лет с момента выпуска товаров юридическое лицо (декларант товаров) обанкротится либо прекратит свою деятельность, доначисление сумм таможенных платежей будет производиться с таможенного представителя. Таможенные органы будут его рассматривать как универсального и безусловного должника.

По постановлению Совмина от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» определено, что решение о взыскании таможенных и иных платежей принимается и направляется таможенному представителю по истечении двух месяцев со дня принятия в отношении плательщика решения о взыскании таможенной задолженности.

Пеню, исчисленную при неисполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, можно уменьшить в 2 раза, если таможенный представитель погасит задолженность:

  • до истечения 10 рабочих дней со дня получения решения о взыскании таможенных платежей;
  • до принятия таможенным органом решения о взыскании таможенных платежей.

Вот такие «подводные камни». Как не споткнуться о них?

Например, в проекте закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – проект закона), который, как предполагают разработчики, может вступить в силу в январе 2021 г., предусматривается обязательное ведение таможенным представителем внутреннего контроля, чтобы минимизировать риски при оказании услуг декларантам.

Как показывает практика, в Беларуси у таможенного представителя в штате числится 5–7 специалистов по таможенному декларированию. Для включения в реестр достаточно и двух работников, получивших квалификационный аттестат.

В настоящее время в стране выдано почти 2800 аттестатов специалиста по таможенному оформлению. Квалификационные требования следующие:

  • высшее образование и прохождение переподготовки на уровне высшего образования по специальности «Таможенное дело»;
  • высшее образование и прохождение курсов повышения квалификации в области таможенного декларирования;
  • среднее специальное образование и стаж работы в сфере таможенного дела и (или) внешнеторговой деятельности не менее 3 лет и прохождение курсов повышения квалификации по таможенному декларированию.

Справочно: в проект закона внесена обязанность таможенного представителя обеспечить каждого специалиста по таможенному декларированию идентификационной пластиковой карточкой для удостоверения полномочий, которая должна предъявляться по требованию должностных лиц таможенных органов.

В проекте закона предусматривается исключение юридического лица из реестра таможенных представителей за нарушения законодательства в следующих случаях:

  • вступление в силу приговора суда в отношении физического лица за совершение в интересах юридического лица, включенного в реестр таможенных представителей, преступления, предусмотренного ст.ст. 252, 254 и 255 УК;
  • привлечение юридического лица к ответственности за административное правонарушение, повлекшее конфискацию товаров и (или) взыскание их стоимости, и (или) наложение штрафов на сумму не менее 2000 б.в., протокол по которому составлен должностным лицом таможенного органа;
  • привлечение юридического лица к административной ответственности в течение одного календарного года за административные правонарушения, повлекшие конфискацию товаров и (или) взыскание их стоимости, и (или) наложение административных штрафов на общую сумму не менее 5000 б.в., протоколы по которым составлены должностными лицами таможенных органов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений