$

2.1112 руб.

2.4458 руб.

Р (100)

3.2211 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Как регулируется аудит в Беларуси и Казахстане (3 часть)

04.03.2018
Как регулируется аудит в Беларуси и Казахстане (3 часть)
Фото: Wilton Bulletin

Продолжим сравнение регулирования аудиторской деятельности в Беларуси и Казахстане (начало см. в «ЭГ» № 81 от 27.10.2017 г., № 94 от 15.12.2017 г.).

Обязанности аудиторских организаций и аудиторов в Беларуси

В Беларуси на основании ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности (далее – Закон РБ) аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели (далее – аудиторы – ИП) обязаны:

– выполнять требования законодательства РБ при осуществлении аудиторской деятельности и оказании профессиональных услуг;

– вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

– качественно оказывать аудиторские и профессиональные услуги;

– возмещать в порядке, установленном законодательством РБ, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в т.ч. в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг;

– осуществлять внутренний контроль качества работы аудиторов в соответствии с установленными аудиторской организацией или аудитором – ИП внутренними правилами аудиторской деятельности;

– обеспечивать сохранность полученных, в т.ч. в электронном виде, документов аудируемых лиц;

– отказаться от оказания аудиторских услуг в целях соблюдения принципа независимости;

– уведомлять заказчика аудиторских услуг о выявленных нарушениях в бухгалтерском и (или) ином учете, бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности и предоставлять рекомендации по устранению выявленных нарушений исходя из результатов оказания аудиторских услуг;

– сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства РБ, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1000 базовых величин (БВ) на дату обнаружения нарушения законодательства РБ;

– представлять в соответствии с требованиями законодательства РБ аудиторское заключение;

– обеспечивать сохранность документов, составленных аудиторской организацией, аудитором – ИП, в т.ч. в электронном виде, в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее 5 лет с даты завершения оказания аудиторских услуг по договору оказания аудиторских услуг, если иное не установлено законодательством РБ;

– обеспечивать соблюдение принципов конфиденциальности, профессиональной компетентности и профессионального поведения;

– соблюдать условия договора оказания аудиторских услуг;

– представлять в Минфин информацию об осуществлении аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РБ;

– при проведении контролирующими (надзорными) органами контроля за соблюдением законодательства РБ об аудиторской деятельности предоставлять всю необходимую для проверки информацию, в т.ч. в электронном виде;

– исполнять в соответствии с законодательством РБ иные обязанности, в т.ч. вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Обязанности аудиторов и аудиторских организаций в Казахстане: в чем отличие

Обязанности аудиторов и аудиторских организаций в Казахстане определены ст.ст. 20, 21 Закона Республики Казахстан от 20.11.1998 № 304-I «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон РК). Аудиторы в РК обязаны, также, как и в РБ:

– соблюдать законодательство РК об аудиторской деятельности и стандарты аудита,

не разглашать коммерческую тайну (в РБ – соблюдать конфиденциальность и обеспечивать сохранность документов),

– предоставлять аудируемому субъекту информацию о выявленных нарушениях в ведении бухучета, финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью (в РБ уведомлять заказчика аудиторских услуг о выявленных нарушениях в бухгалтерском и (или) ином учете, бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности и предоставлять рекомендации по устранению выявленных нарушений исходя из результатов оказания аудиторских услуг). В Казахстане требования предоставлять рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита нарушений нет. Такое требование Закона РБ возлагает на белорусских аудиторов дополнительные обязанности, которые следует исполнять бесплатно, да еще и нести ответственность за возможные ошибки, возникшие в ходе исполнения этих обязанностей (абз. 5 ч. 1 ст. 10 Закона РБ).

Аудиторские организации Казахстана обязаны:

– соблюдать законодательство РК об аудиторской деятельности и стандарты аудита (аналогично требованиям Закона РБ),

не препятствовать проведению внешнего контроля качества, проверкам, проводимым уполномоченным органом. В Беларуси Закон РБ требует предоставлять всю необходимую для проверки информацию, в т.ч. в электронном виде, что само по себе препятствует соблюдению конфиденциальности (абз. 13 ч. 1 ст.10);

– в течение одного месяца со дня получения лицензии, выхода из профессиональной организации или исключения из нее, вступить в профессиональную аудиторскую организацию; при лишении аккредитации профессиональной аудиторской организации, в течение 3 месяцев вступить в другую профессиональную аудиторскую организацию. В Беларуси указанных требований нет, поскольку нет лицензирования аудиторской деятельности и обязательного членства в профессиональной аудиторской организации;

не разглашать коммерческую тайну. В РБ это названо соблюдением конфиденциальности;

предоставлять аудируемому субъекту информацию о выявленных нарушениях в ведении бухучета, финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью. В случае проведения аудита в государственных организациях, учреждениях, юридических лицах с участием государства, субъектов квазигосударственного сектора аудиторские организации обязаны предоставлять информацию о выявленных нарушениях при использовании бюджетных средств, кредитов, выданных государством или под гарантию государства, государственных активов. В РБ это сформулировано как сообщение собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведений, свидетельствующий о нарушении законодательства РБ, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1000 БВ на дату обнаружения нарушения законодательства РБ. Это, конечно, не одно и то же, однако собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица может быть и государство, а законодательство в РБ имеет очень широкое толкование;

сообщать Нацбанку о нарушениях, выявленных в финансовых организациях, организациях банковского конгломерата, страховой группы. У нас Закон РБ не выделяет эти организации отдельным пунктом, а формулирует данное обязательство так, как это указано в предыдущем абзаце;

– предоставлять в Минфин РК отчетность в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми при лицензировании, а также о страховании своей гражданско- правовой ответственности. Закон РБ требует предоставлять информацию об аудиторской деятельности, а требования об обязательном страховании ответственности аудиторских организаций в Беларуси нет;

предоставлять аудиторский отчет финансовых организаций, организаций банковского конгломерата, страховой группы, в Нацбанк. В РБ Закон не требует от аудиторов предоставлять госорганам аудиторское заключение, тем более отчет, однако другими законодательными актами на аудируемых лиц возложена обязанность по предоставлению аудиторского заключения тем или иным госорганам. Кроме того, абз. 5 ч. 2 ст. 13 Закона РБ на аудируемых лиц возложена обязанность в случае проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности уведомить о факте его проведения налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, а Законом РБ «О хозяйственных обществах» и Гражданским кодексом РБ предусмотрена обязанность ОАО публиковать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением;

предоставлять в орган госдоходов аудиторское заключение по налогам. В РБ такие обязанности возложены на аудируемое лицо п. 8 Положения о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности), утв. постановлением Совмина от 04.07.2017 № 500;

предоставлять в Счетный комитет по контролю за исполнением бюджета аудиторское заключение по аудиту специального назначения субъектов квазигосударственного сектора. В РБ данная ситуация исключена. КГК ни при каких обстоятельствах не станет возлагать такие полномочия на аудиторов. Однако по инициативе самого аудируемого лица аудит расходования бюджетных средств может быть проведен как дополнительная страховка руководства финансируемой из бюджета организации. Обязанности представлять аудиторское заключение в какие-либо госорганы в данной ситуации в Беларуси нет ни у аудитора, ни у аудируемого лица;

сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения в соответствии с Законом РК «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма». В РБ такой обязанности нет.

В Казахстане не допускается незаконное вмешательство госорганов, аудируемых субъектов и любых третьих лиц в деятельность аудиторских организаций (п. 3 ст. 21 Закона РК). В Беларуси Закон РБ обязывает не вмешиваться в процесс оказания аудиторской организацией, аудитором – ИП аудиторских услуг только аудируемое лицо (абз. 4 ч. 1 ст. 13 Закона РБ).

Что есть у нас и чего нет у них

Рассмотрим обязанности аудиторов в РБ, которых нет в РК. Самое главное отличие состоит в том, что в Законе РБ есть следующее требование: возмещать в порядке, установленном законодательством РБ, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в т.ч. в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг.

Практика деятельности большинства субъектов хозяйствования показывает, что часто контролирующими (надзорными) органами объявляется нарушением то, что на самом деле таковым не является. Это мотивируется чем угодно: нехваткой средств в бюджете, планами по допричислению денежных средств в бюджет, которые якобы существуют, и просто личным мнением проверяющего, основанным на догадках и предположениях. Доказать свою правоту в суде в данной ситуации практически невозможно, да и времени и средств жаль, учитывая, что в большинстве случаев заранее известен исход дела. Суд почти всегда, как ему кажется, стоит на стороне государства, независимо от того, на чьей стороне законодательство. Из этого следует, что аудиторы должны нести материальную ответственность за ошибки и просто безразличие чиновников и контролеров.

Автор публикации: Александр КОСТЯН, директор аудиторско-консалтинговой службы компании «Аудикс»,audiks92@mail.ru