Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Зарубежный опыт
27.10.2017 23 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как регулируется аудит в Беларуси и Казахстане

Перспектива создания единого рынка аудиторских услуг на территории ЕАЭС заставляет внимательно изучить особенности регулирования этой сферы деятельности в странах-участницах. Так, в Беларуси и Казахстане законодательство, регламентирующее условия аудиторской деятельности, существенно различается.

Кто может заниматься аудитом

Одно из главных отличий – лицензирование аудиторской деятельности в Казахстане и его отсутствие в Беларуси. У нас согласно ст. 6 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З) аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – ИП) или в качестве аудитора – ИП. Аудиторские компании и аудиторы – ИП проводят аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказывают иные аудиторские услуги, перечень и порядок оказания которых устанавливаются национальными правилами аудиторской деятельности (ст. 16 Закона № 56-З). При этом едва ли не единственным ограничивающим условием является наличие в штате белорусской аудиторской организации не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы (ст. 7 Закона № 56-З). А поскольку аудиторской организации, как и любому юридическому лицу, требуется юридический адрес, т.е. место нахождения, по которому проводится его государственная регистрация, то аудиторы – ИП находятся в привилегированном положении, поскольку их госрегистрация производится по месту жительства.

Определение аудита

В Казахстане согласно ст. 1 Закона РК от 20.11.1998 № 304-I «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон РК) аудит определяется как проверка в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью. У нас – как аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с МСФО или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.

Интересно, что в Казахстане отдельно выделяется понятие аудит по налогамаудит по вопросу правильности исчисления и уплаты по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и свое­временности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений, проводимый в порядке, определенном уполномоченным госорганом (п. 112 ст. 1 Закона РК). Это значительно облегчает работу аудиторов и создает у аудируемых лиц четкое понимание целей и задач аудита.

Тем временем в Беларуси многие аудируемые лица ждут от аудитора именно проверки правильности исчисления и уплаты налогов, даже если речь идет об обязательном аудите, хотя в Законе № 56-З цель аудита определена совершенно иначе. Однако аудиторское заключение очень редко требуется для нужд инвесторов и собственников, для получения кредита или выхода на международные финансовые рынки. Впрочем, в последнем случае, как правило, приглашается международная аудиторская компания.

В Законе РК отсутствует понятие «аудиторское заключение» в нашем понимании. Есть лишь понятие аудиторский отчет – письменный официальный документ, являющийся результатом проведенного аудита, и аудиторское заключение по налогам – заключение, составленное по результатам аудита по налогам.

Напомним, в Беларуси с 3.09.2017 г. в соответствии с постановлением Совмина от 4.07.2017 № 500 Минфин уполномочен определять порядок проведения аудита при ликвидации организации. Основной составной частью такого аудита является аудит по налогам с выдачей соответствующего заключения.

Общими в наших странах являются основные принципы аудиторской деятельности: независимость, конфиденциальность, профессиональная компетент­ность. Кроме того, в ст. 4 Закона РК указаны объективность, честность (у нас его аналог – профессиональное поведение, которое в ст. 3 Закона № 56-З трактуется как соблюдение аудитором приоритета общественных интересов, общих норм морали, проявление непредвзятости и беспристрастности при рассмотрении профессиональных вопросов, формирование выводов и мнений, а также несовершение действий, дискредитирующих аудитора). Общим также является соблюдение стандартов организации.

Госрегулирование

В законодательстве наших стран закреплены нормы о государственном регулировании аудиторской деятельности, но оно реализуется по-разному. В Беларуси госрегулирование в данной сфере осуществляется Президентом, Совмином, Нацбанком и Минфином. В Казахстане госрегулирование аудита находится в компетенции правительства, которое определяет уполномоченный госорган, осуществляющий регулирование в области аудиторской деятельности; определяет организации с участием государства, для которых аудит обязателен, если иное не предусмотрено законодательными актами; утверждает квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании аудиторской деятельности; выполняет иные функ­ции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. В Беларуси Президент определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией и другими законодательными актами. Таким образом, высшей инстанцией по вопросам аудиторской деятельности в нашей стране является Президент. Впрочем, согласно п. 5 ст. 6 Закона РК президент может своими актами возложить на правительство иные функции в области госрегулирования аудиторской деятельности.

У нас Совмин: обеспечивает проведение единой государственной политики в области аудиторской деятельности; устанавливает порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и порядок подтверждения квалификации аудиторами; устанавливает перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора; осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией, Законом № 56-З, иными законами РБ и актами Президента (ст. 5 Закона № 56-З). Как и в Казахстане, у нас правительство утверждает порядок аттестации аудиторов. Однако правительство РБ не определяет ни организации с участием государства, для которых аудит обязателен (это закреплено в Законе № 56-З), если иное не предусмотрено законодательными актами, ни уполномоченный госорган, осуществляющий госрегулирование в области аудиторской деятельности (его может определять только Президент).

Минфин в Беларуси: реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности; разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности, а также принимает другие нормативные правовые акты и устанавливает формы документов в области аудиторской деятельности (за исключением аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах); проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждение квалификации аудиторами; ведет учет аудиторских организаций, аудиторов – ИП, аудиторов; контролирует соблюдение аудиторами законодательства об аудиторской деятельности (за исключением законодательства об аудиторской деятельности в банковской сфере); обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – ИП; представляет в пределах своих полномочий РБ в международных организациях, занимающихся вопросами аудиторской деятельности; осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательством.

В Казахстане уполномоченный орган в области аудиторской деятельности обеспечивает реализацию государственной политики в области аудита, условия для распространения стандартов аудита, утверждает порядок проведения аттестации кандидатов в аудиторы, ведет реестр аудиторов, осуществляет лицензирование аудиторской деятельности и ведет реестр аудиторских организаций, осуществляет госконтроль в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом РК, иными законами, актами Президента и правительства.

Функции министерств обеих стран несколько различаются. У нас Минфин реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности, а в Казахстане – обеспечивает реализацию государственной политики в области аудита. При этом полномочия Минфина РБ шире: он сам реализует государственную политику, тогда как Минфин РК лишь обеспечивает ее реализацию, помогая в этом вопросе другим структурам. Минфин РБ разрабатывает и принимает национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности, а Минфин РК только обеспечивает условия для распространения стандартов аудита.

Минфин РБ проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора и осуществляет подтверждение квалификации аудиторами, тогда как Минфин РК утверждает порядок проведения аттестации кандидатов в аудиторы. То есть и в этом вопросе в РК полномочия Минфина уже, чем в РБ: он только утверждает порядок проведения аттестации, но проводит ее квалификационная комиссия, которая создается профессиональной организацией аудиторов, членами которой является не менее 10 аудиторских организаций (ст. 14 Закона РК). У нас полномочия утверждать порядок проведения аттестации кандидатов в аудиторы принадлежат Совмину, и в этом права Минфина РК шире.

Кроме того, министерства финансов наших стран ведут учет аудиторских организаций и аудиторов (в Беларуси – также и аудиторов – ИП, но в Казахстане такой способ аудиторской деятельности не разрешен) и соответствующие реестры. Минфин Казахстана также осуществляет лицензирование аудиторской деятельности.

Минфин РБ контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами – ИП, аудиторами законодательства об аудиторской деятельности (за ис­ключением законодательства об аудиторской деятельности в банковской сфере). Минфин РК осуществляет госконтроль в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций. В банковской сфере в Беларуси контроль законодательства об аудиторской деятельности осуществляет Нацбанк. Полагаю, что такое разделение не совсем корректно, поскольку в определенных ситуациях контролирующие функции Нацбанка могут вступить в конфликт с его ведомственными интересами.

В Беларуси Минфин обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – ИП; представляет в пределах своих полномочий РБ в международных организациях, занимающихся вопросами аудиторской деятельности. В Казахстане данные функции возложены на профессиональные организации (подп. 3) и 4) п. 1 ст. 11 Закона РК).

Кроме того, Минфин РК разрабатывает и утверждает минимальные требования к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит, по согласованию с Нацбанком. Также Минфин РК разрабатывает и утверждает порядок аккредитации профессиональных организаций, проводит аккредитацию и ведет реестр профессиональных организаций, разрабатывает квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании аудиторской деятельности.

В Беларуси аудиторская деятельность не лицензируется, требования ко всем аудиторским организациям одинаковые, за исключением организаций, проводящих аудит по международным стандартам. У нас Законом № 56-З вместо профессиональных аудиторских организаций допускается только возможность создания аудиторских объединений с гораздо более узкими полномочиями.

Кроме того, Минфин РК утверждает правила формирования и осуществления деятельности квалификационной комиссии (у нас такая структура не предусмотрена), разрабатывает и утверждает перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными и аудиторскими организациями.

В Беларуси аудиторские организации, аудиторы – ИП обязаны представлять в Минфин информацию об осуществлении аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РБ (абз. 14 ч. 1 ст. 10 Закона № 56-З). При этом формы и перечень аудиторской отчетности утверждаются не Минфином, а Белстатом, что «распыляет» управление и контроль за аудитом.

В Казахстане Минфин контролирует соблюдение аудиторскими организациями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. У нас таким контролем в отношении всех организаций занимается Департамент финансового мониторинга КГК.

Минфин РК утверждает формы реестров аудиторских и профессиональных организаций. Можно предположить, что Минфин РБ также утверждает формы, в которых он ведет учет аудиторских организаций, аудиторов – ИП и аудиторов. Также Минфин РК устанавливает порядок проведения аудита по налогам и представления аудиторского заключения по налогам.

Требования к участникам рынка

В ст. 2 Закона № 56-З аудитор определяется как физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный Минфином РБ. В Казахстане аудитором считается физическое лицо, аттестованное квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы, получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации аудитора (ст. 1 Закона РК), что практически аналогично. У нас аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – ИП) или в качестве аудитора – ИП (ст. 6 Закона № 56-З). При этом аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве аудитора – ИП, если он не менее 2 лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – ИП).

В Казахстане аудитор вправе осуществлять свою деятельность в качестве аудитора только в составе одной аудиторской организации (ст. 8 Закона РК). Таким образом, в Казахстане аудиторам запрещено совместительство и сделано это, вероятно, с целью ограничения количества аудиторских организаций, уменьшения конкуренции и предотвращения падения цен на аудиторские услуги. У нас Закон № 56-З не запрещает привлекать на работу в организацию, помимо 5 штатных аудиторов, любое количество аудиторов по совместительству. Таким образом, белорусские аудиторы, работающие на разные аудиторские организации, конкурируют фактически сами с собой, что является одной из причин невысоких цен на аудит и, как следствие, нередко низкого качества аудиторских услуг. При этом в Казахстане численность аудиторской организации должна составлять не менее 2 человек, что значительно облегчает создание компаний. У нас аудиторская организация осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает профессиональные услуги, предусмотренные ч. 2 ст. 16 Закона № 56-З, только с привлечением работников, состоящих в штате этой организации. В Казахстане этого требования нет, что также значительно облегчает работу аудиторских организаций.

У нас руководителем аудиторской организации может быть назначен аудитор, который не менее 2 лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – ИП) и (или) в качестве аудитора – ИП. Это противоречит ст. 6 Закона № 56-З, согласно которой аудитором – ИП можно стать, если не менее 2 лет оказывать аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – ИП). В РК такого требования нет. Есть лишь требование, чтобы руководитель аудиторской организации имел квалификационное свидетельство аудитора.

Кроме того, к аудиторским организациям, проводящим обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, у нас предъявляются дополнительные требования: наличие на сайте аудиторской организации информации о ее деятельности согласно требованиям, установленным Минфином РБ; наличие в штате не менее 2 аудиторов из числа указанных в ч. 2 ст. 16 Закона № 56-З, имеющих специальную подготовку в области МСФО.

В Казахстане подобных требований нет. Но согласно п. 5 ст. 9 Закона РК в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аудитору (иностранной аудиторской организации), должна составлять 100%, а согласно п. 7 этой статьи аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность в Казахстане, не может быть участником другой аудиторской организации – резидента Казахстана. Это делает излишним существующие у нас в ст. 21 Закона № 56-З требования о том, что аудиторские услуги не могут оказываться аудиторской организацией в отношении аудируемого лица (в т.ч. его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также дочерних и зависимых хозяйственных обществ), являющегося собственником ее имущества (учредителем, участником). Аудиторскую организацию в РБ могут создавать не только аудиторы, но и любые другие физические и юридические лица, в т.ч. аудиторские организации.

Это ставит аудиторские компании в зависимость от структур, не связанных Законом № 56-З и правилами аудиторской деятельности, может приводить к конфликтам интересов и утрате аудиторами независимости. Кроме того, создание дочерних аудиторских организаций может быть использовано для недобросовестной конкуренции. Пример отсутствия независимости – служба ведомственного контроля Мин­стройархитектуры, которая проводит аудит организаций с долей собственности государства, хотя сама находится в госсобственности и подчинена министерству той отрасли, в которой в основном проводит проверки. Тем не менее эта организация оказывает аудиторские услуги и выдает аудиторские заключения, хотя это явно нарушает ст. 21 Закона № 56-З, согласно которой аудиторские услуги не могут оказываться аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, имеющих общего (общих) с этой аудиторской организацией собственника имущества (учредителей, участников).

В Беларуси нет ограничений по организационно-­правовой форме для аудиторских организаций, тогда как в Казахстане они создаются в форме товарищества с ограниченной ответственностью (аналог наших ООО). Кроме того, в п. 2 ст. 9 Закона РК определены требования к иностранной аудиторской организации. Она признается аудиторской, если ее статус подтверждается профессиональной организацией страны, резидентом которой она является, причем такая организация должна быть членом Международной федерации бухгалтеров. К тому же статус иностранной аудиторской компании должен подтверждаться компетентным органом страны, резидентом которой она является. Иностранные аудиторские организации могут работать в Казахстане только при образовании ими соответствующих аудиторских организаций – резидентов Казахстана. В Беларуси таких ограничений нет, однако по факту иностранные аудиторские организации соблюдают эти правила.

Как регулируется аудит в Беларуси и Казахстане (продолжение)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений