Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как проводится проверка по охране труда на предприятии по заявлению субъекта

Одной из основных целей совершенствования контрольной (надзорной) деятельности является постепенный переход от привлечения к ответственности субъектов, допустивших нарушения законодательства, к предупреждению нарушений и оказанию методической помощи организациям.

Единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности установлен Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Указом № 510 утверждены:

– Положение о порядке организации и проведения проверок;

– Положение о порядке проведения мониторинга;

– Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

Согласно п. 3 Указа Президента от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в т.ч. путем:

– проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

– проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;

– информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;

– проведения семинаров, круглых столов и др.

Порядок осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты (далее – Департамент) и входящими в его состав структурными и обособленными территориальными подразделениями установлен также Инструкцией об осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда, утв. приказом директора Департамента 20.12.2017 № 13 (далее – Инструкция).

Порядок проведения обследования соблюдения законодательства о труде и (или) об охране труда (далее – обследования) по заявлению субъекта установлен главой 10 Инструкции.

Проведение обследования и правовые последствия по его результатам существенно отличаются от внеплановой проверки.

Рассмотрим особенности проведения обследования.

1. Основание для проведения обследования.

Основанием для рассмотрения вопроса о проведении обследования является поступление заявления от субъекта о проведении у него обследования в структурное подразделение Департамента. Решение о его проведении принимает начальник структурного подразделения Департамента (лицо, исполняющее его обязанности). Рассмотрев такое заявление, должностное лицо Департамента принимает одно из двух решений: отказ от проведения обследования или проведение обследования. О принятом решении в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления субъект информируется письмом по формам согласно приложениям к Инструкции.

Информационное письмо об отказе в проведении обследования

_________________________

(наименование должности руководителя

_________________________

организации, фамилия, инициалы)

 

Об отказе в проведении обследования

 

Уважаемый_________________________!

                    (имя, отчество)

 

На Ваше письмо от ________ № _______ сообщаем, что в связи с _________________________________

                                                                                                                                 (излагаются мотивы отказа)

в настоящее время не представляется возможным проведение обследования Вашей организации на предмет соблюдения законодательства о труде и (или) об охране труда.

______________     ___________     _____________

(должность лица,       (подпись)      (инициалы, фамилия)

рассмотревшего заявление)

 

Информационное письмо о проведении обследования

_________________________

(наименование должности руководителя

_________________________

организации, фамилия, инициалы)

 

О проведении обследования

Уважаемый_________________________!

               (имя, отчество)

 

На Ваше письмо от _______ № _____ сообщаем, что с «___ 20__» по «____ 20__» будет проведено обследование Вашей организации по вопросам соблюдения законодательства о труде и (или) охраны труда.

Обследование будет проводиться:

__________________________________________

(фамилия, инициалы, должность, наименование структурного

__________________________________________

подразделения Департамента (межрайонного отдела) – место

__________________________________________

работы лица (лиц), проводящего (проводящих) обследование)

Просим оказать содействие должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в проведении обследования по вопросам соблюдения законодательства о труде и (или) об охране труда.

______________     ___________     _____________

(должность лица,       (подпись)      (инициалы, фамилия)

рассмотревшего заявление)

 

2. Запись в книгу учета проверок (ревизий).

При проведении обследования запись в книгу учета проверок (ревизий) субъекта не производится (п. 93 Инструкции).

3. Оформление результатов обследования.

Результаты обследования, в ходе которого не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются государственным инспектором труда путем составления справки обследования. Справка по результатам обследования вручается субъекту под роспись либо направляется в течение 2 рабочих дней с момента окончания обследования заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) субъекта.

При обнаружении в ходе обследования на территории и (или) объектах субъекта нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, государственным инспектором труда, проводящим обследование, субъекту в течение 2 рабочих дней с момента окончания обследования вручаются под роспись либо направляются рекомендации об устранении выявленных нарушений. Рекомендации направляются заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) субъекта. В указанном случае субъект считается ознакомленным надлежащим образом с рекомендациями, а рекомендации – полученными по истечении 3 дней со дня такого направления.

При обнаружении в ходе обследования нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, государственным инспектором труда, проводящим обследование, в рекомендацию включаются предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования.

4. Ответственность субъекта и (или) его должностных лиц.

При выявлении в ходе обследования нарушений (недостатков) законодательства о труде и (или) охраны труда меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются (п. 95 Инструкции).

5. Устранение выявленных нарушений законодательства.

Субъект, получивший рекомендации Департамента по устранению выявленных в ходе обследования нарушений (недостатков), вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом структурное подразделение Департамента (межрайонный отдел), проводившее обследование, в установленный им срок.

В случае неустранения нарушений (недостатков) начальник структурного подразделения Департамента или его уполномоченный заместитель может инициировать назначение внеплановой проверки.

Плата за проведение обследования по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда не взимается.

Таким образом, субъект имеет возможность получить квалифицированную консультационную и методическую помощь по средствам проведения обследования по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда должностными лицами Департамента.

Важным является непривлечение виновных в допущенных нарушениях лиц к административной и дисциплинарной ответственности.

В ходе проведения обследований структурными подразделениями Департамента проводится серьезная разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства и применения его положений на практике.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений