Как проверить потенциального российского партнера: направления и основные источники

Проверка нового для вашего бизнеса контрагента перед заключением сделки – необходимый и очень важный шаг. Не стоит делать исключений из этого правила и при взаимодействии с российскими партнерами, несмотря на общие экономические интересы и близость правовых систем наших стран. В статье представлены практические рекомендации по проверке контрагентов из РФ и снижению правовых рисков при сотрудничестве с ними.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА ПРОВЕРКА РОССИЙСКИХ КОНТРАГЕНТОВ
Комплексный подход к due diligence выступает гарантией надежного и безопасного сотрудничества даже в условиях близких юридических систем.
При выборе контрагента – резидента РФ нужно учитывать существование следующих деловых рисков.
Недобросовестные компании, или фирмы-однодневки. Это компании, создаваемые для разовых операций и исчезающие, как правило, после получения аванса. Работа с такими организациями сопряжена с налоговыми рисками и возможными финансовыми потерями.
Санкционные ограничения. С 2014 г. многие российские компании и физлица опали под санкции ЕС и США. Наличие санкционных ограничений грозит заморозкой счетов и судебными исками.
Корпоративные конфликты, связанные со скрытыми бенефициарами. Скрытые бенефициары – это лица, которые реально контролируют компанию, но официально не указаны в ее структуре. Наличие скрытых бенефициаров может привести к заморозке платежей, если бенефициар находится в санкционных списках, к оспариванию сделок, а также невозможности взыскания долга в случае привлечения к субсидиарной ответственности, поскольку номинальные руководители, как правило, не имеют активов.
ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
Значительный объем информации о потенциальном партнере можно почерпнуть из онлайн-ресурсов.
1. Единый государственный реестр юридических лиц – бесплатный сервис, через который можно проверить следующие сведения: дата регистрации юридического лица; правильность идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и основного государственного регистрационного номера (ОГРН); юридический адрес; ФИО руководителя; юридически значимые изменения по компании (реорганизация, смена учредителей и т.д.).
2. Онлайн-ресурс «Прозрачный бизнес», который ведет Федеральная налоговая служба РФ. Сервис позволяет получить общие юридические сведения о компании, информацию об учредителях и руководителе, виде деятельности, среднесписочной численности работников организации. Также здесь можно узнать, какие суммы налогов уплачены потенциальным партнером, имеются ли у него недоимки и задолженность по налогам, налоговые нарушения, применят ли он особый налоговый режим, и другую важную информацию.
3. Сервисы по проверке наличия лицензий, например, система СТАР. Необходимость такой проверки возникает, если для осуществления деятельности вашего контрагента требуется лицензия.
4. Сервисы по проверке финансовых показателей и отчетности. Примеры: системы СПАРК, КонтурФокус. Хотя такие сервисы, как правило, предоставляют данные на платной основе, обычно в них имеется возможность получить пробный бесплатный доступ, чего хватает для разовой проверки.
5. Ресурсы, позволяющие проверить наличие отзывов о компании. Это могут быть: официальный сайт компании; поисковые сервисы (например, Яндекс); профильные сайты, на которых пользователи интернета оставляют отзывы (например, сайт « Отзовик»).
6. Картотека арбитражных дел – официальный реестр судебных дел, с помощью которого можно проверить, участвовала ли фирма в судебных разбирательствах и в каком качестве.
7. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Ресурс позволяет проверить, имеется ли у потенциального контрагента задолженность, подлежащая принудительному взысканию. Для проверки необходимо ввести ИНН компании, после чего на сайте отобразится информация о наличии либо отсутствии исполнительных производств.
ИНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При проверке российских партнеров мы рекомендуем белорусским компаниям обращаться за правовой экспертизой не только в рамках российского законодательства, но и с учетом белорусских нормативных требований. Такой подход особенно важен при трансграничных расчетах, заключении экспортно-импортных контрактов и взаимодействии с банками.
Проверка контрагента – это не просто сбор открытых данных, а их юридическая оценка в контексте международных договоренностей, валютного регулирования, налоговых последствий и санкционных рисков. Только комплексный анализ позволяет выявить потенциальные угрозы и принять взвешенное решение о начале сотрудничества.