Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как организации получить освобождение от штрафов и пеней

Иллюстрация: rawpixel

КоАП1 относит к основным принципам наложения административных взысканий такие принципы, как законность, неотвратимость ответственности и справедливость. Соответственно, если после применения административных штрафов действующее предприятие потеряет свою конкурентоспособность либо вообще прекратит существование, то, скорее всего, в подавляющем большинстве случаев не будет соблюден принцип справедливости. Аналогичная логика будет действовать и в случае применения пеней, являющихся своего рода штрафами за просрочку платежей. Поэтому для того, чтобы нивелировать негативные последствия для бизнеса в случае применения к нему указанных финансовых мер ответственности, законодатель преду­смотрел возможность освобождения субъектов хозяйствования от уже примененных контролирующими органами штрафов и пеней. Однако пользоваться этой возможностью следует с учетом некоторых особенностей. Рассмотрим этот порядок более подробно.

Правовую базу, предусматривающую возможность освобождения субъектов хозяйствования от административных взысканий и пеней, составляют:

  • ПИКоАП2, ч. 1 ст. 14.8 которого предусматривает возможность освобождения ИП или юридических лиц от административных взысканий пол­ностью или частично по решению Президента РБ либо Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и ИП от административных взысканий и уплаты пеней (далее – Комиссия);
  • НК3, п. 6 ст. 55 которого установлено, что после исполнения налогового обязательства плательщик может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом РБ;
  • Положение № 3404.

 

Порядок освобождения субъектов хозяйствования от административных взысканий и уплаты пеней для наглядности можно представить в виде последовательности следующих этапов (табл.):

Нумерация этапов

Содержание этапа

Этап 1. Проверка наличия оснований для предоставления освобождения

Согласно п. 1 Положения 340 заявители могут быть освобождены от:

  • административного взыскания в виде штрафа, и (или) взыскания стоимости, и (или) конфискации дохода, и (или) конфискации выручки, предусмотренных в следующих главах КоАП:

11. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;

12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;

13. Административные правонарушения против порядка налогообложения;

14. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения);

21. Административные правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями;

22. Административные правонарушения в области связи и информации;

  • уплаты пеней, начисленных в соответствии со:

– ст. 55 НК,

– п. 9 Порядка № 3595,

– п. 16 Положения № 406

 

Рекомендации: Однако если субъект хозяйствования совершил нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, и он не может быть освобожден от административного штрафа в рамках Положения № 340, то в данной ситуации следует проработать вопрос о возможности его освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП (малозначительность) или в соответствии со ст. 8.3. КоАП  (освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность). Кроме того, следует помнить о том, что в силу п. 3 ст. 4.8 КоАП за совершение

административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность только при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п.п. 1–6 ч. 1 ст. 4.8 КоАП. Соответственно юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если стоимость предмета административного правонарушения менее сорока базовых величин

Этап 2. Формирование пакета документов

В соответствии с п. 2 Положения № 340 для полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней заявителем составляется ходатайство, которое должно содержать:

указание причин, побудивших заявителя подать ходатайство;обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и (или) уплаты пеней и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для РБ (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней (к таким сведениям может относиться информация о сохранении и увеличении трудового коллектива, решение проблем занятости на территории той или иной административно-территориальной единицы, сведения о прогнозируемом поступлении налогов в республиканский или местный бюджет, прогноз результатов экономической деятельности заявителя, информация об объемах оказываемой (прогнозируемой) спонсорской (благотворительной) помощи, информация об импортозамещении и т.п.);информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности, применении к ним иных мер воздействияинформацию об органе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, исполняющем постановление о наложении административного взыскания (далее – орган принудительного исполнения);просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней.К ходатайству прилагаются:годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность заявителя за предыдущий год, а также промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (в случае ее составления);справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной постановлением № 427;копия постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя (в случае обращения за освобождением от административного взыскания) и копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (в случае обжалования или опротестования такого постановления);копия решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со ст. 55 НК.

Вопрос: В настоящее время юридическое лицо готовит ходатайство об освобождении от уплаты пеней по уплате таможенных платежей. В связи с чем просим разъяснить, что является решением, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со ст. 55 НК?

Согласно п. 3 ст. 55 ТК ЕАЭС8 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов. Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов. В РБ это уведомление выносится в форме решения. В свою очередь форма решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней утверждена постановлением № 4069.Следовательно, решением, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со ст. 55 НК, будут являться выносимые таможенными органами решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, копии которых необходимо прилагать к ходатайству об освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней.

Ходатайство для полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней и прилагаемые к нему документы подаются заявителем в Управление делами Президента РБ, Национальную академию наук Беларуси, республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ, в подчинении (ведении, составе, системе) которых он находится, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении, составе, системе) этих органов, организаций, в т.ч. ИП, – в облисполком (Минский горисполком) по месту его государственной регистрации.

 

Справочно: Перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству РБ, утвержден Указом № 28910.

Условия подачи ходатайства:

1. Ходатайство может быть подано в течение одного года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания и (или) решения, на основании которого производится изыскание пеней.2. Заявитель не имеет права подать ходатайство:в отношении исполненного (уплаченного, взысканного) административного взыскания (его части), уплаченных (взысканных) пеней (их части).Важно! Если субъекта хозяйствования не освободят от уплаты пеней, то он уже не сможет впоследствии воспользоваться нормой подп. 5.3 п. 5 Декрета № 711. Это обусловлено тем, что данный документ предусматривает возможность уменьшения пеней в 2 раза только если и пени, и платеж, взимаемый таможенными органами за несвоевременность которого они уплачены, в совокупности внесены в бюджет до истечения десяти рабочих дней со дня получения плательщиком соответствующего решения. В свою очередь в этом подп. не предусмотрено увеличение указанного срока в случае обращения заявителя с соответствующем ходатайством об освобождении от уплаты пеней. Уплатив же пени в соответствии с нормами Декрета № 7 заявитель уже не имеет право направлять ходатайство об освобождении от уплаты пеней. Поэтому прежде чем направить ходатайство по освобождению от уплаты пеней, следует внимательно взвесить возможные последствия этого шага;если он находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и (или) до погашения задолженности по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам (кроме пеней) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ, и (или) до возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд, если иное не определено Президентом РБ;если вопрос об освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней был рассмотрен комиссией и заявителю отказано (полностью или частично) в удовлетворении ходатайства.Ходатайства, поданные в нарушение данного порядка, рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней со дня их поступления в соответствующий орган.В свою очередь ходатайства, в которых содержатся сведения о необоснованном привлечении к административной ответственности или об ином нарушении законности при вынесении постановлений о наложении административных взысканий, возвращаются заявителям в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в государственный орган с разъяснением установленного порядка обжалования постановлений.Справочно: порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, по которым протоколы об административных правонарушениях составляются таможенными органами, регулируется гл. 12 ПИКоАП. Так, по делу об административном правонарушении могут быть  обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:постановление таможенного органа, ведущего административный процесс, – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд по месту наложения административного взыскания;постановление суда – в вышестоящий суд.В силу нормы ст. 37 Закона 129-312 решения таможенных органов о взыскании пеней могут быть обжалованы в Государственный таможенный комитет РБ и (или) в суд. Подача жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает права на подачу жалобы в суд

Этап 3. Предварительное изучение ходатайства государственными органами

Государственный орган в течение трех рабочих дней после поступления ходатайства запрашивает в зависимости от вида административного взыскания и (или) вида платежа, за неуплату которого начислены пени, сведения:о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом (запрашиваются в налоговом органе по месту постановки заявителя на учет и (или) в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится или проживает заявитель);о задолженности по обязательным взносам;о задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, полученным из республиканского или местного бюджета (запрашиваются, соответственно, в территориальном органе Минфина или в местном финансовом органе);о размере уплаченного (взысканного) административного взыскания (запрашиваются в органе принудительного исполнения).Предоставление необходимых сведений на основании запроса осуществляется в течение трех рабочих дней после получения такого запроса

Этап 4. Приостановление взыскания административных штрафов и пеней и направление материалов в Комиссию

Государственный орган:не позднее двух рабочих дней после получения запрашиваемых сведений уведомляет государственный орган, организацию, исполняющие постановление, о необходимости приостановления исполнения постановления. Исполнение постановления приостанавливается государственным органом, организацией, исполняющими постановление, со дня поступления в этот орган, организацию указанного уведомления на время рассмотрения ходатайства. При этом течение срока давности предъявления исполнительных документов к исполнению прерывается, а действие отсрочки, рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания приостанавливается;не позднее пяти рабочих дней после получения запрашиваемых сведений представляет в комиссию через МНС:– заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней по форме, утвержденной постановлением № 1913;– документы и сведения, названные в п.п. 2 и 5 Положения № 340.При необходимости государственный орган может запросить у заявителя, других государственных органов, иных организаций дополнительную информацию, необходимую для принятия комиссией соответствующего решения

Этап 5. Принятие Комиссией решения об освобождении или об отказе в освобождении

Комиссия в месячный срок со дня получения всех необходимых документов принимает решение о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней либо об отказе в удовлетворении ходатайства.

На заметку. Комиссия вправе отложить рассмотрение ходатайства до очередного заседания комиссии с направлением заявителю рекомендаций для выполнения. В случае, если рассмотрение ходатайства было отложено, месячный срок исчисляется со дня получения информации от заявителя о выполнении (невыполнении) рекомендаций Комиссии.

В случае, если рассмотрение ходатайства было отложено, месячный срок исчисляется со дня получения информации от заявителя о выполнении (невыполнении) рекомендаций комиссии

Этап 6. Уведомление заявителя о принятом Комиссией решении

Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии письменно уведомляет о принятом решении заявителя, государственный орган, а также государственный орган, организацию, вынесшие постановление, и государственный орган, организацию, исполняющие постановление.В случае полного или частичного отказа комиссии удовлетворить ходатайство административное взыскание подлежит исполнению, пени подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством

Этап 7. Уведомление заявителем о достигнутых результатах

После принятия комиссией решения заявитель обязан в течение года проинформировать государственный орган о результатах, которых он фактически достиг в случае его полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней. Однако недостижение каких-либо результатов не является основанием для аннулирования либо отмены ранее вынесенного решения об освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней

И в заключении заметим, что выполнение этой процедуры не требует каких-либо серьезных финансовых затрат со стороны субъектов хозяйствования. При этом обращение в Комиссию вовсе не гарантирует то, что он будет полностью или частично освобожден от примененных пеней и административных штрафов. Однако обратившись в Комиссию, руководство организации будет уверено в том, что оно предприняло все необходимые шаги для улучшения своего финансового положения.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by

1Кодекс об административных правонарушениях.

2Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях.

3Налоговый кодекс.

4Положение о порядке освобождения юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утв. Указом Президента от 23.07.2015 № 340 (далее – Положение № 340).

5Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в РБ, утв. Указом Президента от 29.06.2000 № 359.

6Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты».

7Постановление Минэкономики от 20.06.2016 № 42 «Об установлении формы справки об основных экономических показателях и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 74 и структурных элементов отдельных постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

8Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан г. Москве 11.04.2017).

9Постановление Совмина от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».

10Указ Президента от 05.05.2006 № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

11Декрет Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

12Закон от 10.01.2014 № 129-3 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

13Постановление МНС от 05.08.2015 № 19 «Об установлении формы заключения о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административного взыскания и (или) уплаты пеней».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by